Рассказываем, как составить техническое задание. Какая информация должна в нем быть и как правильно структурировать данные в ТЗ.
Что такое техническое задание?
ТЗ – это постановка задачи, план действий и обсуждение грядущей работы в одном документе. Техническое задание необходимо в любой сфере деятельности. Строите дом? Нужен четкий план и требования. Делаете веб-сайт? Тот же сценарий. Любая деятельность сопровождается хотелками заказчика и нормативами, которые обязуется соблюдать исполнитель. Они и заносятся в ТЗ.
Зачем нужно ТЗ
Благодаря техническому заданию устанавливается первичный контакт между исполнителем и заказчиком. Грубо говоря, с помощью него производится проверка, стоит ли вообще этим людям сотрудничать. Проверка на то, насколько реалистичны требования заказчика и сможет ли им соответствовать исполнитель.
К тому же ТЗ устанавливает регламент, помогающий вести работу в заданном направлении без самодеятельности с обеих сторон. Четко составленный план действий нивелирует разночтения бизнес-решений и помогает избежать нелепых ошибок на полпути.
Также ТЗ формирует ожидаемый результат и дает возможность оценить результат проделанной работы.
Каким должно быть ТЗ
На самом деле, соблюдение четких правил при составлении ТЗ не требуется. Разные компании и предприниматели оформляют задания по-разному. Вопрос в преследуемых целях.
Кто-то за пару предложений излагает ключевую мысль и надеется, что работник сам додумает остальное:
Нужно написать небольшой текст на тему «Душевые кабины». Текст должен быть для людей. Без переспама.
А кто-то описывает все в деталях и структурирует каждый аспект:
Нужно написать текст на тему «Душевые кабины» объемом 3500 знаков. Уровень спама – до 55%, уровень воды не более 18%, уникальность – от 90%. Слово «душевые» использовать не более 15 раз. Избегать стоп-слов (и, или, но, а).
Далее мы рассмотрим пункты, которые входят в базовый шаблон ТЗ.
Технические характеристики
Технические аспекты включают в себя четкие требования к оформлению задачи, которые не получится двояко интерпретировать.
В случае с текстами сюда можно отнести:
количество знаков на абзац,
тип и размер шрифта,
количество используемых ключевых слов,
правила структурирования текста с помощью подзаголовков,
необходимые форматы данных (таблицы, списки, цитаты и т.п.).
В техническое задание для программистов можно включить:
выбор системы управления данными (WordPress, Joomla и т.п.),
выбор фреймворков (React, Angular и т.п.),
количество всплывающих окон,
ширину контентной части страницы,
расположение форм обратной связи в приложении,
дополнительные функции.
Структура может варьироваться в зависимости от пожеланий заказчика и поставленных задач. Если ширина страницы не имеет значения, то этот пункт можно убрать. Если, к примеру, необходимо использовать синий цвет в заголовках, то это тоже стоит заранее прописать в ТЗ.
Маркетинговые характеристики
Характеристики, помогающие продвижению сайта, сложнее задать так же четко, как технические.
Этот аспект возвращает нас к фразе «текст пишется для людей, а не для роботов», который часто можно увидеть в копирайтерских ТЗ. Тем самым заказчик дает понять, что нужно написать органичный и легко читающийся текст без обилия ключей для оптимизации под поисковые машины. Но как именно автор этого достигнет – не имеет значения.
Заказчик рассказывает о целевой аудитории и ее особенностях. Задача исполнителя – воспользоваться этой информацией и сделать итоговый проект/текст наиболее привлекательным для указанной ЦА.
Этапы работы
Также в техническом задании можно указать все этапы работы, включая промежуточные дедлайны. Это касается больших проектов. Например, в веб-разработке такой план может выглядеть следующим образом:
Этап разработки идей и дополнение существующего плана действий.
Демонстрация первого прототипа.
Приемка первой тестовой версии продукта.
Тестирование функциональности.
Разработки дизайна.
А/Б-тестирование визуальных компонентов и CTA-элементов.
Это примерная схема, которую можно менять на свое усмотрение, если есть четкие сроки выполнения задачи.
Другие аспекты
Важно, чтобы в ТЗ были пункты, помогающие обеим сторонам оценить эффективность проделанной работы. Задача заказчика – заранее прописать ожидаемые результаты как можно подробнее и четче, используя объективные критерии и характеристики, которые в конце можно будет посчитать.
Также стоит внести систему штрафов за корректировки ТЗ, чтобы ни у одной из сторон сделки не было соблазна постоянно редактировать итоговый продукт и менять сроки.
Срок выполнения работы тоже приписывается заранее, как и общий бюджет проекта.
Примеры ТЗ
Рассмотрим два абстрактных примера технического задания в том виде, в котором они часто встречаются.
Для разработчиков
Это сокращенный вариант технического задания, потому что обычно они гораздо больше.
Сайт должен быть выполнен в соответствии с указанным макетом. Цветовая палитра, расположение объектов, шрифты, текст и прочие элементы из Figma должны быть перенесены на итоговый проект.
Текст ТЗ может содержать более конкретную информацию об имеющихся функциях:
На сайте должна быть форма для загрузки файлов (только в форматах JPG, PNG).
При скролле должно появляться сообщение с предложением зарегистрироваться.
Если пользователь долго бездействует (более 20 секунд), должен появляться робот-помощник (его функциональность описана ниже).
Под каждым материалом на сайте должна быть секциями с комментариями.
Также в ТЗ можно внести требования к дизайну и оформлению кода:
Цвет подзаголовков берем из макета (#CD6326).
Списки должны быть оформлены в формате ul > li > a.
Блочные структуры должны быть реализованы с помощью свойства селекторов flex.
Отдельно можно указать технические средства, используемые в работе:
Работа должна быть доступна в репозитории my-new-project.
Каждое изменение должно сопровождаться отдельным коммитом.
В качестве базы данных используется технология MongoDB.
Для копирайтеров
Текст на тему «Стоит ли использовать WordPress в 2020 году?».
Общие требования к тексту:
Статья должна быть поделена на части. Каждый подзаголовок отделяет один логический блок.
В тексте необходимо использовать одну таблицу и минимум один список.
Между списками, таблицами, цитатами и подзаголовками должно быть расстояние минимум в 400 знаков.
В тексте должны быть подзаголовки второго уровня, минимальный промежуток между подзаголовками – 750 символов, максимальный – 900 символов.
Ключевые фразы должны быть использованы столько раз, сколько указано в скобках рядом со словом.
Ключевые фразы должны быть равномерно распределены по тексту. Расстояние между ключевыми фразами не менее 1000 знаков. Первое ключевое слово должно использоваться в первом абзаце.
Объем текста: от 10 000 знаков.
Примерная структура текста:
- Что такое WordPress.
- Основные преимущества WordPress.
- Сравнение WordPress с другими CMS.
Ключевые фразы:
- WordPress (8)
- Темы для ВордПресс (1)
- CMS WordPress (2)
- Для разработчиков (1)
- Для новичков (2)
- Как установить на сайт WordPress (1)
- Joomla (2)
- Drupal (1)
Вместо заключения
На этом все. Заносите в ТЗ все важные для бизнеса или проекта данные. Ставьте четкие требования и не допускайте разночтений, чтобы не возникало недопониманий и необходимости вносить срочные правки при приближении к сроку сдачи работы.
Добавить комментарий
Вы должны зайти как в для комментирования записи