Как составить техническое задание

Как составить техническое задание

Поделиться

Рассказываем, как составить техническое задание. Какая информация должна в нем быть и как правильно структурировать данные в ТЗ.

Что такое техническое задание?

ТЗ – это постановка задачи, план действий и обсуждение грядущей работы в одном документе. Техническое задание необходимо в любой сфере деятельности. Строите дом? Нужен четкий план и требования. Делаете веб-сайт? Тот же сценарий. Любая деятельность сопровождается хотелками заказчика и нормативами, которые обязуется соблюдать исполнитель. Они и заносятся в ТЗ.

Зачем нужно ТЗ

Благодаря техническому заданию устанавливается первичный контакт между исполнителем и заказчиком. Грубо говоря, с помощью него производится проверка, стоит ли вообще этим людям сотрудничать. Проверка на то, насколько реалистичны требования заказчика и сможет ли им соответствовать исполнитель. 

К тому же ТЗ устанавливает регламент, помогающий вести работу в заданном направлении без самодеятельности с обеих сторон. Четко составленный план действий нивелирует разночтения бизнес-решений и помогает избежать нелепых ошибок на полпути. 

Также ТЗ формирует ожидаемый результат и дает возможность оценить результат проделанной работы.

Каким должно быть ТЗ

На самом деле, соблюдение четких правил при составлении ТЗ не требуется. Разные компании и предприниматели оформляют задания по-разному. Вопрос в преследуемых целях. 

Кто-то за пару предложений излагает ключевую мысль и надеется, что работник сам додумает остальное:

Нужно написать небольшой текст на тему «Душевые кабины». Текст должен быть для людей. Без переспама.

А кто-то описывает все в деталях и структурирует каждый аспект:

Нужно написать текст на тему «Душевые кабины» объемом 3500 знаков. Уровень спама – до 55%, уровень воды не более 18%, уникальность – от 90%. Слово «душевые» использовать не более 15 раз. Избегать стоп-слов (и, или, но, а).

Далее мы рассмотрим пункты, которые входят в базовый шаблон ТЗ. 

Технические характеристики

Технические аспекты включают в себя четкие требования к оформлению задачи, которые не получится двояко интерпретировать. 

Как составить техническое задание

В случае с текстами сюда можно отнести:

  • количество знаков на абзац,

  • тип и размер шрифта,

  • количество используемых ключевых слов,

  • правила структурирования текста с помощью подзаголовков,

  • необходимые форматы данных (таблицы, списки, цитаты и т.п.).

В техническое задание для программистов можно включить:

  • выбор системы управления данными (WordPress, Joomla и т.п.),

  • выбор фреймворков (React, Angular и т.п.),

  • количество всплывающих окон,

  • ширину контентной части страницы,

  • расположение форм обратной связи в приложении,

  • дополнительные функции. 

Структура может варьироваться в зависимости от пожеланий заказчика и поставленных задач. Если ширина страницы не имеет значения, то этот пункт можно убрать. Если, к примеру, необходимо использовать синий цвет в заголовках, то это тоже стоит заранее прописать в ТЗ.

Маркетинговые характеристики

Характеристики, помогающие продвижению сайта, сложнее задать так же четко, как технические. 

Этот аспект возвращает нас к фразе «текст пишется для людей, а не для роботов», который часто можно увидеть в копирайтерских ТЗ. Тем самым заказчик дает понять, что нужно написать органичный и легко читающийся текст без обилия ключей для оптимизации под поисковые машины. Но как именно автор этого достигнет – не имеет значения.

Заказчик рассказывает о целевой аудитории и ее особенностях. Задача исполнителя – воспользоваться этой информацией и сделать итоговый проект/текст наиболее привлекательным для указанной ЦА.

Этапы работы

Также в техническом задании можно указать все этапы работы, включая промежуточные дедлайны. Это касается больших проектов. Например, в веб-разработке такой план может выглядеть следующим образом:

  1. Этап разработки идей и дополнение существующего плана действий. 

  2. Демонстрация первого прототипа. 

  3. Приемка первой тестовой версии продукта.

  4. Тестирование функциональности.

  5. Разработки дизайна. 

  6. А/Б-тестирование визуальных компонентов и CTA-элементов. 

Это примерная схема, которую можно менять на свое усмотрение, если есть четкие сроки выполнения задачи.

Другие аспекты

Важно, чтобы в ТЗ были пункты, помогающие обеим сторонам оценить эффективность проделанной работы. Задача заказчика – заранее прописать ожидаемые результаты как можно подробнее и четче, используя объективные критерии и характеристики, которые в конце можно будет посчитать.

Также стоит внести систему штрафов за корректировки ТЗ, чтобы ни у одной из сторон сделки не было соблазна постоянно редактировать итоговый продукт и менять сроки.

Срок выполнения работы тоже приписывается заранее, как и общий бюджет проекта. 

Примеры ТЗ

Рассмотрим два абстрактных примера технического задания в том виде, в котором они часто встречаются.

Для разработчиков

Это сокращенный вариант технического задания, потому что обычно они гораздо больше.

Сайт должен быть выполнен в соответствии с указанным макетом. Цветовая палитра, расположение объектов, шрифты, текст и прочие элементы из Figma должны быть перенесены на итоговый проект.

Текст ТЗ может содержать более конкретную информацию об имеющихся функциях:

  • На сайте должна быть форма для загрузки файлов (только в форматах JPG, PNG).

  • При скролле должно появляться сообщение с предложением зарегистрироваться. 

  • Если пользователь долго бездействует (более 20 секунд), должен появляться робот-помощник (его функциональность описана ниже).

  • Под каждым материалом на сайте должна быть секциями с комментариями. 

Также в ТЗ можно внести требования к дизайну и оформлению кода:

  • Цвет подзаголовков берем из макета (#CD6326).

  • Списки должны быть оформлены в формате ul > li > a.

  • Блочные структуры должны быть реализованы с помощью свойства селекторов flex.

Отдельно можно указать технические средства, используемые в работе:

  • Работа должна быть доступна в репозитории my-new-project.

  • Каждое изменение должно сопровождаться отдельным коммитом. 

  • В качестве базы данных используется технология MongoDB.

Для копирайтеров

Текст на тему «Стоит ли использовать WordPress в 2020 году?».

Общие требования к тексту:

  1. Статья должна быть поделена на части. Каждый подзаголовок отделяет один логический блок. 

  2. В тексте необходимо использовать одну таблицу и минимум один список.

  3. Между списками, таблицами, цитатами и подзаголовками должно быть расстояние минимум в 400 знаков. 

  4. В тексте должны быть подзаголовки второго уровня, минимальный промежуток между подзаголовками – 750 символов, максимальный – 900 символов.

  5. Ключевые фразы должны быть использованы столько раз, сколько указано в скобках рядом со словом.

  6. Ключевые фразы должны быть равномерно распределены по тексту. Расстояние между ключевыми фразами не менее 1000 знаков. Первое ключевое слово должно использоваться в первом абзаце.

Объем текста: от 10 000 знаков.

Примерная структура текста:

  1. Что такое WordPress.
  2. Основные преимущества WordPress.
  3. Сравнение WordPress с другими CMS.

Ключевые фразы:

  • WordPress (8)
  • Темы для ВордПресс (1)
  • CMS WordPress (2)
  • Для разработчиков (1)
  • Для новичков (2)
  • Как установить на сайт WordPress (1)
  • Joomla (2)
  • Drupal (1)

Вместо заключения 

На этом все. Заносите в ТЗ все важные для бизнеса или проекта данные. Ставьте четкие требования и не допускайте разночтений, чтобы не возникало недопониманий и необходимости вносить срочные правки при приближении к сроку сдачи работы.

Источник

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи