Смогут ли мета-вселенные заменить реальность

Смогут ли мета-вселенные заменить реальность

Поделиться

Краткое введение в мета-вселенные. Что они собой представляют, как работают и стоит ли их опасаться.

Понятие метавселенной

Метавселенная – это вселенная внутри уже существующей вселенной. Если не вдаваться в дебри технической реализации современных технологий, то метавселенной можно назвать практически любое масштабное онлайн-пространство, где люди как бы «живут», вмешивая виртуальный мир в свою реальность.

Поэтому своего рода метавселенными можно назвать некоторые видеоигры. Например, World of Warcraft вполне себе тянет на эту роль и существует аж с 2004 года. Популярная альтернатива – Fortnite. Этот проект Epic Games и вовсе превратился в отдельный мирок, где проходят концерты и фестивали. Он кардинально меняется, реагируя на все, что происходит в реальности (выход новых фильмов, к примеру). 

Попадая в такую игру или заходя в какой-нибудь онлайн-чат, человек будто проваливается в новый слой реальности, с одной стороны заимствующий многое из уже существующего вокруг него мира, а с другой – привносящий много нового, совершенно непостижимого.

Игры, чаты и интернет в целом давно обрел свои законы, финансовые системы, рабочие пространства и т.п. Но термин «метавселенная» появился совсем недавно, и почему-то только сейчас общественность и технологические издания начали жужжать об этом изо всех утюгов. Почему так? Что изменилось за последние годы?

Как метавселенные работают сейчас

Термин «метавселенная» в его текущем понимании возник позже, чем появились первые онлайн-платформы для общения в сети. Впервые это слово использовалось в романе Snow Crash 1992 года, также его популяризировала книга Ready Player One («Первому игроку приготовиться») 2011 года. В обоих случаях метавселенная представлялась как масштабное виртуальное пространство, буквально создающее для человека новый мир. Мир, который может заменить реальность. 

Эта идея не раз поднималась в творчестве. Один из известнейших примеров – квадралогия «Матрица». Герои кинокартины тоже находились в своего рода метавселенной, хоть и не в такой яркой и интересной, как показанная в экранизации «Первому игроку приготовиться» (в матрице все еще и в рабстве очутились, но это мелочи).

С метавселенной пользователь взаимодействует через специальную технику – набор из очков виртуальной реальности, специальных джойстиков и вспомогательных устройств (вплоть до тросов и мультинаправленных беговых дорожек). 

И вот современные, реально существующие метавселенные, доступные пользователям уже сейчас, как никогда близки к тем технологическим новшествам, что фантасты пытались изобразить 30 лет назад. Сейчас тоже можно надеть на себя очки виртуальной реальности и оказаться на другой планете.

Чем занимаются в метавселенной?

Параллельные миры, созданные при помощи современных технологий, для многих пользователей все еще остаются немыслимой сказкой, у которой к тому же нет какого-то явного утилитарного применения. Да и с точки зрения развлечений даже базовые VR-системы еще далеки от массового потребителя.

Поэтому многим не ясно, для чего нужны метавселенные и какие возможности они дают. Почему кто-то прямо сейчас должен думать о том, чтобы перебраться в виртуальный мир или как минимум изо всех сил стремиться к этому. 

Но если даже не забегать в будущее на 5-10 лет вперед, то уже сейчас в метавселенной хватает занятий.

Социальная активность

Многие сервисы и приложения в действующих метавселенных по своей сути напоминают игры в духе Second Life. Вы оказываетесь в параллельном мире в качестве своего аватара и занимаетесь тем же, чем бы вы занимались в реальности (потенциально). 

Это все еще активно проявляется через видеоигры (до сих пор помню, как в юности мы нередко отправлялись «выпить» в таверне Оргриммара, так как жили с друзьями на расстоянии тысяч километров).

Например, 16-летний разработчик игры Roblox в связи с пандемией провел свой день рождения онлайн, позвав в игровую вселенную не только своей друзей, но и поклонников игры со всей планеты.

Метавселенная The Sandbox – это просто огромное сообщество, где люди могут общаться, посещать музыкальные мероприятия, смотреть кино, создавать предметы, покупать собственную территорию и благоустраивать ее на свое усмотрение, торговать, искать приключения и вообще заниматься, чем только в голову взбредет. 

Такие продукты позволяют общаться с людьми и оставаться в социуме, несмотря на пандемию, огромные расстояния, ограниченные возможности здоровья и другие факторы, мешающие встречам в реальности. 

Работа

Создание новых пространств для социальной активности в виртуальной реальности – не единственная сфера применения метавселенных. Существуют вполне себе утилитарные инструменты и сервисы, упрощающие жизнь людям и с точки зрения их профессиональных обязанностей. 

Например, Пол Томлисон посетовал на то, что ему по работе приходится держать под контролем огромное количество информации, и текущее рабочее место (на дому) создавало массу сложностей, связанных в том числе с кошками, вечно желающими обрушить пару-тройку мониторов. 

Для него все изменилось с переходом в виртуальную реальность, где он мог разметить вокруг себя неограниченное количество мониторов, но при этом в физическом мире убрать их все со стола и оставить лишь очки и клавиатуру.

И это не единственный пример. Компания Meta представила сервис Horizon Workrooms, позволяющий переосмыслить совместную работу онлайн. Вместо скучных звонков в Zoom, можно буквально прийти в виртуальный офис, более живо поучаствовать в обсуждении рабочих планов, построить графики, наглядно продемонстрировать результат своей работы или вовсе создать какой-то продукт, используя виртуальное оборудование. 

У каждой организации появилась возможность создать уникальное удаленное рабочее пространство для команды сотрудников.

Игры

Пока что каких-то громких тайтлов, созданных именно для метавселенных, не было. Но планы такие есть. Microsoft, к примеру, уже сообщила, что планирует создать метавселенные по таким играм, как Halo и Minecraft. Причем вторая игра уже и так максимально близка к понятию метавселенной. По крайней мере, там уже строили гипермаркет «Лента». 

У условного Fortnite есть все шансы перейти эту черту и тоже стать полноценной метавселенной, если разработчики придумают, как полноценно внедрить туда VR-технологии. 

Когда мы увидим игры уровня Half-Life Alyx, но в масштабах MMO, неизвестно. Но легко можно поверить в то, что уже в скором времени человечество столкнется с качеством виртуальных продуктов на уровне того, что мы видели в Ready Player One.

Кто занимается созданием метавселенных и зачем они это делают

Любой прогресс тесно связан с экономикой. Новые технологии приносят деньги, параллельно меняя окружающий мир. Создание виртуальных платформ для времяпрепровождения – весьма прибыльное занятие, которое позволяет зарабатывать не только основателям этих площадок, но и простым пользователям, решившим окунуться в цифровую вселенную. 

Разработчики и художники уже давно зарабатывают на виртуальных мирах. В игре Second Life сторонние контент-мейкеры производили на свет виртуальных животных и продавали их за реальные деньги. В Roblox можно пойти в магазин шляп и купить шляпу за реальные деньги. Причем для многих игроков этот опыт мало чем отличается от реальности. Они чувствуют удовлетворение от покупки, формируют эмоциональную связь с цифровыми питомцами и т.п. 

Блокчейн-технологии лишь укрепляют действующий механизм торговли внутри искусственных миров. Благодаря NFT в играх появилось право собственности. Есть возможность получить совершенно уникальный предмет одежды, истинное право на владение виртуальным средством передвижения и другие блага, ранее существовавшие только в реальности. А криптовалюты позволили зарабатывать и торговать внутри видеоигр. К примеру, игра Axie Infinity дает возможность всем желающим превращать в реальные деньги свой игровой опыт. 

То есть можно выходить на работу в виртуальную вселенную, став там торговцем, художником или заводчиком покемонов. Это уже не шутка – метавселенные начали генерировать большие деньги.

Сможет ли метавселенная заменить реальность?

Трудно сказать, куда приведет развитие подобных технологий. То, что мы имеем сейчас, далеко от «Матрицы». Наши физические ощущения все еще тесно связаны с реальностью, а сам факт физического существования обеспечивается не розеткой в затылке, а питанием и созданием разного рода благ в нашей истинной вселенной, а не в ее метааналоге. 

Тем не менее очевидно, что дальше люди будут лишь углубляться в виртуальность и проводить там все больше времени. Люди умеют тесно ассоциировать себя со своими аватарами в игровом пространстве, поэтому им не составляет труда очень быстро «прирасти» к своей репрезентации в искусственно созданном мире. 

Компании в духе Tatsu (создают микровселенные на базе Discord-серверов) считают, что метавселенные не навредят, а напротив – позволят расширить границы человеческого взаимодействия, повысив уровень эмпатии и позволив строить совершенно новые виды взаимоотношений. 

Хоть ты и сидишь за экраном или в очках виртуальной реальности, ты все еще остаешься человеком.

Даже если мы и превратим наш мир во вселенную Ready Player One (или, что похуже, в аналог вселенной «Клетки для орхидей»), то произойдет это не так уж скоро. 

Перспективы развития метавселенных

Очевидно, что в будущем нас ждет только развитие виртуальных миров. В масштабах планеты уж точно стоит рассчитывать на появление новых продуктов из этой области, ну и совершенствование уже существующих, конечно. Компании в духе Meta, Microsoft или Epic Games вкладывают огромные деньги, чтобы как можно скорее приблизить человечество к миру, где каждый может уйти из реальности. 

Параллельно наблюдается бум интереса к блокчейну и NFT. Люди тратят колоссальные деньги на виртуальные предметы.

Чем опасна метавселенная и почему ее часто критикуют

Есть как минимум три основных причины, по которым виртуальные миры подвергают жесткой критике.

1: Замкнутость в виртуальном пространстве

Общество регулярно выражает обеспокоенность по поводу того, что люди слишком много времени проводят онлайн. Социум хочет сократить пребывание населения в интернете (в частности, когда речь заходит о детях), но пока это не выходит. Пандемия только усугубила положение. 

Метавселенная же может и вовсе создать для людей новую зависимость от виртуального мира. 

Человеку же, будучи социальным существом, необходимо как можно больше контактировать с реальностью, общаться с живыми людьми, быть активными и т.п. Метавселенная хоть и может поддерживать активность у отдельных пользователей (за счет игр и спортивных состязаний внутри них) и создать какой-то аналог социума, она все же не заменит необходимость в реальном мире.

2: Неверные приоритеты со стороны человечества

Автор заметки «I’ve seen the metaverse – and I don’t want it» в журнале The Guardian, Кеза Макдоналд, описывает потенциальный рассвет метавселенных как капиталистический технократический ад. 

Журналист верит, что виртуальный мир не спасет нас от сексизма, гомофобии, расовой ненависти и прочих глобальных пороков человечества. Даже харассмент там присутствует. Метавселенная не решает ни одну из проблем, но создает много новых. 

По мнению Кезы Макдоналда, люди в духе Марка Цукерберга превратят метавселенные в новый источник прибыли, который никак не поможет людям. 

Люди тратят огромные деньги на NFT. Люди жаждут уйти от реальности. В это же время наш истинный мир катится в ад, а технологические гиганты лишь отвлекают общество от истинных проблем. 

3: Потенциальная кибердиктатура

Многие визионеры верят в то, что государства и корпорации не упустят возможности использовать слияние биологического и цифрового миров с целью контролировать людей. Отслеживание эмоций, контроль над физическими возможностями и другие факторы только усложнят жизнь инакомыслящим. 

К тому же децентрализация не работает. Данные все еще принадлежат компаниям, которые держат серверы с информацией. То есть компания владеет вашим аватаром, виртуальными вещами и территорией. Децентрализованный интернет, который был призван защитить вас от влияния извне, на самом деле лишает еще большего количества прав. Если вы не понравитесь кому-то из модераторов Meta, вас в мгновение лишат всей виртуальной собственности.

Как войти в метавселенную?

Все зависит от того, какой именно вариант метавселенной вас интересует.

Сейчас нет полноценных аналогов миров из Ready Player One, но и без них есть способы ознакомиться с альтернативными мирами. 

  1. Roblox – это видеоигра, в которой можно делать все что угодно – соревноваться в спортивных состязаниях, сражаться с тварями в подземельях, рассекать на гоночных болидах или общаться друг с другом параллельно, разводя виртуальных коз. Очки виртуальной реальности не требуются.
  2. The Sandbox – проект, похожий на Roblox, но более масштабный и тесно связанный с блокчейном. Здесь уже действует немного иная экономика. Люди расплачиваются криптовалютой, используют NFT и т.п.
  3. Horizon Workrooms – не полноценная вселенная, а пока лишь рабочее пространство с необходимым для коллективной работы инструментарием.

В будущем нас ждет Horizon Worlds от Meta, где у людей появится куда больше возможностей. Пока что этот продукт находится в стадии тестирования. 

Технологии, лежащие в основе метавселенных

Для разработки метавселенных используется множество различных технологий. Система NFT гарантирует право собственности, блокчейн помогает с проведением расчетов, использование 3D-технологий позволяет как-то визуализировать все происходящее в виртуальном мире, а VR-очки позволяют пользователю погрузиться в происходящее.

Если есть желание стать разработчиком метавселенных, необходимо:

  • Определиться, что вы будете делать (рисовать новые модели и объекты, создавать алгоритмы, реализовывать новые системы обмена валютой).
  • Начать изучать технологии, задействованные в метавселенной: блокчейн-контракты (Solidity, Java), 3D-моделирование (Unity, Unreal Engine и связанные языки в духе C#), языки программирования (Swift, Kotlin) и т.п.
  • Выбрать существующую метавселенную и начать разработку нового контента для нее.

На платформах в духе Coursera и Udemy уже есть большое количество курсов по разработке блокчейн-приложений. Стоят они недорого и дают большое количество знаний по теме. Многие после них становятся эффективными крипторазработчиками. 

Вместо заключения

Метавселенная – это шаг в сторону создания новых миров и потенциального переселения человечества из реальности в новый цифровой мир. И, несмотря на все опасения, предотвратить это уже никто не сможет. Остается лишь верить в то, что метавселенные привнесут мир больше хорошего, чем плохого, и наслаждаться их возможностями.

Источник

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи