Что такое домен

Что такое домен (простыми словами)

Поделиться

У слова «домен», на самом деле, множество значений, оно применяется во многих отраслях, но наибольшее употребление нашло в сфере сайтостроения.

Домен (доменное имя) – это символьный человекопонятный адрес сайта или web-сервиса, иными словами – это имя сайта. Домены, особенно если они хорошо читаются, позволяют легко запомнить нужный сайт, а также обеспечивают быстрый ввод в адресной строке, поиск и т.д.

Чтобы связывание символьной ссылки с конкретным интернет-узлом (сервером, связкой серверов, целым кластером и т.п.) работало правильно, существует специальная система – DNS. Но обо всём по порядку.

Уровни доменов — какие бывают

Доменные имена имеют чёткую иерархическую структуру. Каждый уровень отвечает за свою функцию и, соответственно, обрабатывается своими DNS-серверами. Это чем-то похоже на то, как мы указываем почтовый адрес. Например: страна -> регион -> город -> улица -> номер дома -> квартира.

Только домены читаются в обратную сторону – справа налево.

Простой пример:

Поддомен.домен.зона.

Где:

  • «Точка в конце» – это корневой домен (эту точку практически никогда не указывают, но за логику её работы отвечают специальные корневые серверы, в мире их всего 13 штук).
  • «Зона» — это доменная зона или домен верхнего уровня. О видах доменных зон мы поговорим ниже. Здесь скажем главное – частному лицу регистрация доменных зон недоступна (если отбросить юридическую составляющую – она ему просто не по карману).
  • «Домен» – домен второго уровня, именно эти имена и соотносят с конкретными сайтами. Для получения своего имени нужно обратиться к регистратору или к компаниям-посредникам.
  • «Поддомен» – домен третьего уровня. Во многих случаях для его создания уже не нужен регистратор, достаточно просто добавить соответствующие ресурсные записи.

На поддоменах иерархия не заканчивается, она может иметь сколько угодно уровней: домены третьего, пятого, шестого уровня и т.д.

В качестве разделителей уровней доменных зон всегда выступает только точка.

Каждый домен, поддомен, домен 4, 5, 6 или любого другого уровня – это фактически отдельный сайт. Файлы таких сайтов могут располагаться на разных серверах, для управления могут использоваться разные CMS/движки и т.д.

Что такое интернет-адрес сайта

Многих начинающих web-мастеров беспокоит вопрос необходимости указания www в адресе сайта, а также, что такое HTTP/HTTPS, что за знаки вопроса и прочие спецсимволы видны в адресной строке браузера.

Приведём простой пример адреса страницы

https:/www.ru.site.com:8080/page1.php?utm_source=google&utm_medium=ag-perfo_context_search_text_desktop_cpc

Согласитесь, здесь сложно что-то понять, да и количество точек вводит в заблуждение. Что конкретно из всего этого является доменом?

  • ru.site.com – получается, что это домен 3 уровня (поддомен для сайта site.com).
  • https – это указание протокола, в данном случае протокол передачи HTML-документов с включённым шифрованием между браузером и сервером (http, без «S» в конце – это простой протокол без шифрования).
  • www – это специальный префикс, указывающий посетителю и браузеру, что речь идёт именно о посещении сайта, а не других типов web-сервисов. В настоящий момент от этого префикса часто избавляются, так как поисковые системы воспринимают записи доменных имён с www и без как разные версии сайтов. Вместо www в адресе может быть указано: mail (почта) или ftp (хранилище файлов).
  • :8080 – это указание порта web-сервера. В норме это 80 порт, но для различных служебных задач, например, для кэширующего сервера (фронтэнда) могут назначаться другие порты.
  • /page1.php – это уже адрес web-страницы, причём, наличие расширения .php говорит о том, что это не просто HTML-документ, а специальный скрипт, написанный на языке программирования PHP. Вместо php могут использоваться другие расширения. Указание конкретного файла может быть заменено условной ссылкой (без расширения).
  • Другие спецсимволы (?, &, = и т.п.) используются для обращения к функциям динамических сайтов. Обычно это прямые запросы к базе данных. К самому домену они уже не имеют никакого отношения. С помощью таких дополнительных запросов можно прописывать и отслеживать UTM-метки и другие параметры.

Доменные зоны и виды доменов

По логике вещей, корневая зона (точка в конце) должна централизованно обрабатывать запросы одним единственным сервером, но, как раз для того, чтобы исключить эффект «узкого места», информация на корневых серверах дублируется сразу в 13 дата-центрах, распределённых по всему миру.

Что уж говорить о доменных зонах (доменах первого/верхнего уровня)?

Практически все доменные зоны находятся в ведении специальной международной организации ICANN.

Традиционно выделяют следующие типы доменных зон:

  • Национальные (ccTLD, Country-Code Top-Level Domain). За их работу отвечают государственные структуры соответствующей страны. Например, за зонами RU и РФ закреплён Координационный центр доменов RU/РФ.
  • Общие (gTLD, от слова «generic»). Самая большая группа доменных зон, к которой относятся домены верхнего уровня, не включённые в остальные группы. Несмотря на «общую» тематику, сюда могут входить как региональные домены, типа «.москва» или «.tokio», так и тематические доменные зоны, например, «.дети», «.онлайн» и т.п. Сюда же относят и многие коммерческие зоны, такие как «.tmall», «.apple» и т.п.
  • Инфраструктурные. Это только одна специальная зона .arpa.
  • Спонсируемые (sponsored TLD). В отличие от общих или национальных доменных зон, спонсируемые домены верхнего уровня создаются по заказу крупных спонсоров ICANN.
  • Зарезервированные. Это доменные зоны, которые используются для технических задач, например, для тестирования. Основная задача – предотвращение ошибок и накладок при использовании в работающих системах. Например, «.example» или «.test».

Деление доменных зон с точки зрения владельцев сайтов весьма условное, хотя на практике каждая зона находится в ведении определённых организаций. Например, если домен национальный, за его работу будет отвечать национальная организация. Если международный – международная, и т.д.

Каждая ответственная организация может устанавливать свои требования к получателям доменов второго и последующих уровней в своей зоне. Так, например, Координационный центр доменов RU/РФ запрещает продлевать регистрацию доменов более чем на 1 год и обязательно требует идентификации клиентов.

Как использовать кириллицу в доменных именах (кириллические домены)

Долгое время технически было сложно реализовать использование кириллицы или любых других символов, отличных от латиницы, в адресной строке. Техническая возможность появилась в 2001 году, но национальный алфавит можно было использовать только в первой части адреса (например, «кириллица.net»). Национальная доменная зона РФ появилась только в 2009 году.

С одной стороны, национальный алфавит в домене – интересная идея. Это удобно и просто в понимании. Адрес легко набрать и запомнить, в нём можно использовать оригинальное название бренда/компании/товарного знака и т.д. (без искажения звучания и значения).

Но с другой стороны:

  • Для использования в скриптах и web-сервисах адрес нужно конвертировать в punycode-кодировку. Так, из читаемого домена «мой-сайт.рф» превращается в «xn—-8sbzclmxk.xn--p1ai».
  • Изменяется максимально допустимая длина имени, так как итоговое количество символов считается по punycode-кодировке.
  • При копировании из адресной строки браузера домен декодируется автоматически и вставляется уже в нечитаемом виде (исключение – Яндекс Браузер).
  • Не получится использовать кириллицу на 100% в адресе корпоративной почты. Многие сервисы почты для домена позволяют задавать имена пользователей только в латинице (получается «latin@кириллица.рф»).

Как подключить домен к сайту

Мало приобрести/зарегистрировать свой домен. Чтобы сайт начал открываться по новому адресу, доменное имя нужно направить на сервер хостинга.

Для этого есть несколько способов, например, с помощью ресурсных записей и/или специальных сервисов (DNS-хостинга), но самый простой и популярный – прописать NS-серверы вашего хостера.

Если вы покупаете домен непосредственно через хостинг, то с большой вероятностью нужные NS-записи будут добавлены автоматически.

Пример NS-записей:

  • ns1.bluehost.com
  • ns2.bluehost.com

Таким образом вы направите свой домен на серверы хостинга Bluehost.

Вместо символьных NS-записей могут использоваться конкретные IP-адреса.

Записей может быть больше, чем две, всё зависит от количества резервных NS-серверов у провайдера. NS1 – это первый и основной сервер. NS2 – используется только в случае проблем с первым.

Альтернативный метод – редактирование ресурсных записей.

Другие типы ресурсных записей для доменов

Доменное имя используется не только для переадресации на серверы с вашим сайтом. Оно же может участвовать в обмене электронной почтой или в построении сложных кластеров. Чтобы правильно настроить взаимодействие всех сервисов и компонентов системы, используется более 40 различных видов ресурсных записей.

NS-записи – только одни из них.

Наиболее употребляемые:

  • A-запись (указывает на IPv4-адрес сайта);
  • AAAA-запись (нужна для указания IPv6-адреса);
  • CNAME (каноническое имя псевдонима при одноуровневой переадресации);
  • MX (отвечает за указание адреса почтового шлюза);
  • TXT (произвольный текст, используется для разных задач, например, для указания DKIM).

Если управление NS-серверами регистратор предоставляет бесплатно, то редактирование других типов ресурсных записей может быть платным. Для продвинутого управления нужна специальная услуга – DNS-хостинг.

Обратите внимание, A-запись и AAAA-запись могут использоваться параллельно. То есть ваш сайт может быть доступен одновременно и в IPv4, и в IPv6-адресном пространстве. Главное, чтобы хостинг работал с нужными технологиями.

Почему после регистрации домен доступен не сразу?

Из-за иерархической структуры первичные обращения к системе DNS приходят к оборудованию локальных провайдеров. Чтобы данные DNS-серверов обновились, их нужно синхронизировать в нисходящем порядке – от корневых серверов далее вниз по структуре.

Этот процесс может занять до 2-3 дней. На практике во многих случаях новый домен или изменения в ресурсных записях действующих сайтов актуализируются уже в течение 1 дня.

Как выбрать доменное имя

«Как вы лодку назовёте…» Эта фраза хорошо отражает всю суть подхода. Нет правильного или неправильного решения. Вам как владельцу виднее, как домен должен выглядеть. Главное, чтобы он не нарушал правил регистратора (о них ниже).

Основные критерии:

  • Простое написание. Необязательно стремиться к коротким именам. Тем более, что все двух- и даже трёхсимвольные домены уже давно заняты. Домен «крутой-сайт.рф» проще написать и запомнить, чем «rqp.com».
  • Соответствие тематике и географическому признаку. Логично использовать в домене слова «кровля» и «_название_города_», если вы планируете торговать кровельными материалами только в своём населённом пункте. А если на домене «детский-сад-уренгой» будет работать форум seo-оптимизаторов, то это будет явно не самым лучшим решением.
  • Прямое соотнесение с брендом, торговым знаком или названием компании (если они имеются). В некоторых случаях можно даже побороться за право владения такими доменами, если они уже заняты.

Ограничения для доменов

Во-первых, вы не можете зарегистрировать зарезервированные адреса, а также домены, которые уже имеются в системе DNS.

Во-вторых, нужно соблюдать требования владельца выбранной доменной зоны. Например, Координационный центр RU/РФ-доменов запрещает:

  • Использовать слова и призывы, которые противоречат принципам гуманности и общественным интересам (иными словами, нельзя использовать ругательства или фразы, оскорбляющие чувства верующих, национальных групп и т.п.).
  • Нарушать чужие или смежные интеллектуальные права (в том числе не получится зарегистрировать домены, указывающие на государственные организации).
  • Регистрировать домены без идентификации владельца (только при предоставлении скана паспорта).
  • Выбирать срок регистрации более 1 года.

Координационный центр ведёт так называемый стоп-лист, в него попадают заблокированные домены и имена с прямым вхождением запрещённых слов.

Технические ограничения выглядят так:

  • Не более 63 символов в латинице (для RU-доменов, кириллические домены считаются по punycode-конвертированию).
  • Начинаться имя может только с буквы или цифры.
  • На 2 и 3 месте одновременно нельзя использовать дефисы (они используются для punycode-записей).
  • Буквы «е» и «ё» не различаются.
  • Регистр всегда приводится к строчному (верхний и нижний регистр не различаются).
  • Минимальная длина домена – 2 символа.

Требования других регистраторов/владельцев доменных зон могут отличаться. Например, может допускаться длина домена до 127 символов, а срок регистрации может достигать 10 лет.

Можно ли перенести домен к другому регистратору

Владелец вправе сменить регистратора домена на любого другого, главное – выполнить обязательные требования владельца доменной зоны. Например, для RU/РФ доменов:

  • Нельзя переносить домен, до окончания регистрации которого осталось 7 и менее дней.
  • Текущий администратор домена должен быть наделён этим статусом более 30 дней.
  • С момента регистрации прошло не мнее 30 дней.

Часто пользователи регистрируют домены не через официальных регистраторов, а через их партнёров (реселлеров), так как последние могут предложить более выгодные цены (благодаря «опту» и особым условиям сотрудничества с регистратором).

В этом случае может потребоваться сначала передать домен из аккаунта посредника в свой аккаунт у регистратора (предварительно нужна регистрация), и только после этого можно будет переходить к процедуре переноса.

Выводы

С одной стороны, имя сайта – это просто символьная ссылка, которая облегчает ввод адреса интернет-узла или сайта. А с другой стороны – это объект авторских прав и технически сложная система в основе, требующая профильных знаний для качественной настройки.

Домен легко зарегистрировать, для этого необходимо обратиться к аккредитованным регистраторам или к их посредникам. Основная проблема – переадресация на хостинг, ведь домен – это ещё не сам сайт, а только его адрес.

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи