Что такое soft skills и как их развить

Что такое soft skills и как их развить

Поделиться

Успех в карьере – это не всегда про опыт в конкретной специализации и IQ. Это больше про EQ (эмоциональный интеллект) и вторичные навыки типа коммуникабельности и образа мышления. Еще их часто называют гибкими навыками (soft skills).

Что это такое и почему они так важны – подробно расскажу в сегодняшней статье.

Почему soft skills – это важно

В профессиональной среде принято разделять навыки на два типа – это soft skills (гибкие навыки) и hard skills (жесткие навыки). Первые помогают решать жизненные задачи и взаимодействовать с другими людьми, а другие позволяют получать наилучший результат в конкретной профессии.

Нужно обладать несколькими гибкими навыками, чтобы добиться успеха. Например, каждому специалисту нужно уметь ладить с коллегами, клиентами, менеджером, начальником – без этого никуда. Такие навыки нельзя получить в школе, университете или на курсах, они развиваются в течение всей жизни, с момента нашего рождения.

Soft skills связаны с эмоциональным интеллектом и хорошо ценятся работодателями. Даже на собеседовании HR-специалисты обращают внимание на умение выстраивать коммуникацию, убеждать и договариваться.

Не стоит забывать и о hard skills – это неотъемлемая часть soft skills, которая их дополняет. Например, если вы дизайнер, то жесткие навыки – это владение графическими редакторами, а гибкие навыки – это общение с заказчиками, креатив.

По статистике Гарварда и Стэндфорда, 85% успеха в профессии достигается за счет soft skills и только 15% остается на hard skills. На основе только этих данных уже можно говорить, что без гибких навыков сейчас никуда, и их стоит постоянно развивать. Как же это сделать – попробуем разобраться далее.

Виды soft skills

Soft skills – это те навыки, которые по большей части помогают во взаимодействии с людьми. Мы не будем рассматривать все существующие навыки, а поговорим лишь о тех, которые позволят чувствовать себя устойчиво на протяжении всей карьерной лестницы.

Коммуникация

Без коммуникации сегодня никуда: умение общаться с людьми – залог успеха в любой карьере. Данный тип позволяет найти контакты, чтобы не только удовлетворять человеческие потребности, но и выполнять профессиональные задачи. Этот навык будет актуальным еще долгое время, поэтому важно его прокачивать первым делом. Он включает в себя два важных определения:

  • Деловое общение – умение вести переписку и переговоры с коллегами, клиентами и руководителями.
  • Презентация и ораторское искусство – умение понятно и четко излагать свои мысли и доносить их до людей. Самопрезентация – это один из важнейших навыков в карьерной лестнице, от которого часто зависит, возьмут вас на работу или нет.

Развить навыки коммуникации можно простой практикой – больше общайтесь, но не просто общайтесь с друзьями, а ищите людей, которые выведут вас из зоны комфорта. Можно также устраивать дискуссии или играть в деловые игры с друзьями и коллегами.

Критическое мышление

Критическое мышление – это способность взвешенно подходить к обработке и потреблению информации. Вокруг нас очень много информации, но важно уметь правильно сортировать получаемые знания, проверять факты, находить взаимодействия между фактами, рационально мыслить и формировать сильные аргументы, способные выстоять точку зрения.

Развить данный навык можно с помощью логики и наблюдения. Например, можно попробовать определить ролевые модели поведения коллег на работе: исследуйте, как они реагируют на входящую информацию. Научитесь также задавать вопросы, применяйте методики критического мышления, например «5W+H» или IMVAIN.

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность – это умение вовремя узнать о потребностях своей целевой аудитории и удовлетворить их с максимальной пользой. Например, если вашему клиенту неудобно забрать заказ из вашего интернет-магазина, то можно сделать доставку на дом. В таком случае клиент увидит заботу, а вы получите лояльного клиента и, скорее всего, хороший отзыв. Такой навык хорошо помогает конкурировать на рынке труда.

Для развития клиентоориентированности поможет анализ целевой аудитории.

Управление проектами

Проекты можно найти везде – это и разработка мобильного приложения, и постройка крупного объекта, и организация мероприятия. В проекте, как правило, собирается много людей – это могут быть клиенты, заказчики, помощники, подрядчики и другие лица. Однако, сколько бы в проекте ни было людей, в нем всегда есть человек, который управляет всем. У него есть связь со всеми участниками проекта и именно от него зависит то, что получится в итоге.

Для развития такого навыка рекомендуется организовать все текущие дела в виде проектов. Постарайтесь разделить текущее дело на цели, сроки и этапы – это позволит стимулировать проект. Также подумайте, как все это можно оптимизировать и получить от этого еще больше пользы. Например, если вы часто встаете на работу слишком поздно, то попробуйте разные методы пробуждения, установите дополнительные будильники и так далее.

Наставничество

Наставник или ментор – это тот человек, который помогает достичь результата в определенной сфере. Например, это может быть тот, кто активно помогает на онлайн-курсах: составляет план обучения и следит за результатами учащихся. Работать наставником – это делиться своими умениями и знаниями с другими людьми.

Чтобы развить наставничество, для начала следует определиться со сферой и понять, что нужно для этого прокачать. После этого можно составить план обучения на год вперед и следовать ему, отмечая все результаты. И только тогда, когда вы научитесь управлять своим обучением, можно попробовать стать ментором для своих друзей или коллег.

Ненасильственное общение

Ненасильственное общение – это особый метод, заключающийся в четком и понятном донесении информации до собеседника. Он подразумевает, что вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляете его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Подобный навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.

Развитие ненасильственного общения начинается с понимания себя и отношения к другим людям с сопереживанием. Также стоит посещать встречи и лекции, на которых люди учатся общаться спокойно, без насилия.

Принятие решений

Принятие решений – это важный навык, позволяющий выбирать наилучшее решение из всех возможных вариантов. Благодаря этому можно быстрее достичь поставленной цели, например, если вам предоставили на выбор две интересующие вакансии, то без умения выбирать можно потерять оба варианта.

Научиться принятию решений можно путем видения максимального количества вариантов, верной расстановки приоритетов и выбора лучшего из возможного.

Решение проблем

Когда что-либо идет не по плану, можно идти двумя путями: пожаловаться либо начать решать проблему. Способность решать проблемы поможет не только в работе, но и в целом по жизни. По сути, это тот же навык управления проектами, только вместо проекта стоит проблема, у которой есть цель и желаемый результат.

Развитие навыка может показаться сложным, но зато эффективным и реально полезным делом: попробуйте найти или придумать десяток проблем из своей жизни и дать им рациональное решение. Обозначьте срок, в который проблема должна быть решена. Главное, чтобы в результате проблема ушла напрочь.

Эмоциональный интеллект

Ранее мы вскользь упоминали об эмоциональном интеллекте – это способность понимать эмоции, мотивацию, свои намерения и других людей. Такой навык позволяет принимать решения и строить коммуникацию с людьми. Например, если вы видите, что на вашей лекции устали люди, то следует сделать перерыв, чтобы избежать еще большего разочарования в вас и вашем выступлении.

Для развития эмоционального интеллекта старайтесь больше развивать эмпатию к себе и другим. Наблюдайте за эмоциями людей и анализируйте, с чем они связаны и как влияют на других.

Обучаемость

Обучаемость – способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни для решения различных задач. Это важный навык, который позволяет управлять знаниями и помогает выбирать нужные источники информации.

Развитие навыка начинается с составления плана обучения и фильтрации нужной информации. Важно выбирать знания, которые вы хотите применять на практике, а теории и концепции нужно проживать на себе и анализировать результат.

Работа в режиме неопределенности

Работать в режиме неопределенности – значит, уметь быстро реагировать на предстоящие задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Это очень важные умения, которые позволяют хорошо себя чувствовать на конкурентном рынке. Одно из понятий, входящих в режим неопределенности – стресс-менеджмент. Это управление состоянием и поведением в период сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок и прочего.

Режим неопределенности – это развитие самостоятельности. Попробуйте придумать различные выходы из ситуаций, используйте подходы, которыми ранее не пользовались. Добавьте в свою жизнь новые инструменты, следите за трендами и технологиями, а также выбирайте то, что подходит именно вам.

Бережливое производство

Бережливое производство – это решать проблемы любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. С помощью данного навыка можно экономить ресурсы, например, если вы постоянно выгораете, то можно рассчитать нагрузку, благодаря чему вы будете эффективнее работать и не уставать. Такой подход отлично подойдет предпринимателям и фрилансерам.

Бережливое производство включает в себя технологию 5S, которая, в свою очередь, содержит удаление ненужного из жизни, самоорганизацию, соблюдение чистоты, стандартизацию процессов, совершенствование порядка. Для прокачки навыка использование технологии 5S – то, что нужно. 

Экологическое мышление

Экологическое мышление – это навык отношения к происходящим событиям без вреда себе и окружающей среде. Он помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если сдвигаются сроки, то не нужно паниковать, следует все взвесить и найти решение.

Старайтесь развивать в себе активное мышление: например, если кто-либо вам нагрубил, подумайте, стоит ли делать то же самое в ответ. Если от этого ничего не изменится, то промолчать будет лучшим выходом. Также следует экологично относиться к ресурсам, расходуемым в доме: ведите раздельный сбор мусора, следите за расходом воды, покупайте меньше пластика.

Саморефлексия

Последнее, о чем стоит сказать – саморефлексия. Это анализ своих поступков, поведения и деятельности. Благодаря ей можно оценить свои действия и понять, что делать дальше. Например, вы работаете в офисе, но никак не можете поладить со своими коллегами. Саморефлексия поможет найти ошибки в общении со стороны себя. Также такой навык часто называют осознанностью, так как он позволяет лучше понять себя и осознать свои потребности.

При развитии саморефлексии следует регулярно наблюдать за собой: отмечать детали поведения и поступков. Например, можно завести дневник и записывать туда то, что произошло за день, какие чувства были испытаны. В него же можно записывать людей, которым вы благодарны за то, что они есть в вашей жизни.

Какие навыки выбрать

Обратите внимание, что вышеперечисленные навыки – это не все, что нужно именно вам. Возможно, вам не хватает всего двух-трех навыков. Понять, чего вам не достает, можно следующим образом:

  1. Вспомните свой лучший день, когда на работе все шло по плану и вы смогли показать высокие результаты работы. Также вспомните, какие гибкие навыки были использованы, а затем составьте список, где в одной колонке напишите навыки, которые помогли, а в другой – навыки, которых не хватило.
  2. Оцените уровень своего профессионализма: новичок, продвинутый, специалист или эксперт. Затем подумайте, чего вам не хватает, чтобы перейти на следующий уровень. 
  3. Найдите свои сильные стороны с помощью теста Петерсона и Селигмана.
  4. Подумайте, какие задачи вы хотите решать и что нужно для этого изучить.

Посмотрите на вышеперечисленные навыки и выберете тот, который удовлетворит большую часть ваших потребностей.

Сложно ли развивать soft skills

Развитие гибких навыков – это регулярное и стремительное изучение себя, даже если это будет получаться неидеально. Это постоянный эксперимент, в котором задействованы попытки и рефлексия: участник узнает что-то новое, применяет это и делает выводы.

Например, в Яндексе программы обучения soft skills построены таким образом, чтобы сотрудники смогли проработать различные ситуации в безопасной среде. Это могут быть ситуации, с которыми они раньше не сталкивались, или конкретные случаи из их практики, в которых они хотели бы получить наилучший результат. Проработать можно многое: от найма новых людей и постановки задач до конфликта интересов и вопросов мотивации. Как правило, ситуации недопонимания между сотрудником и руководителем сложны для обеих сторон, но можно научиться с ними справляться.

Важно понимать, что в основе всего лежит мотивация, поэтому если у вас нет желания развиваться, то будет сложно улучшить soft skills и изменить себя.

Вывод

Soft skills – это навыки, которые есть у каждого из нас, но не у всех они достигли хорошего уровня. Главный успех кроется в регулярной прокачке выбранного навыка, получении обратной связи и анализе пройденного этапа – без всего этого сдвинуться с места будет крайне проблематично. Пробуйте себя в новом, не бойтесь ошибаться, и тогда все непременно получится.

Источник

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи