Как сделать оплату по QR-кодам в интернет-магазине

Как сделать оплату по QR-кодам в интернет-магазине: пошаговая инструкция и советы

Поделиться

Когда у пользователей возникает задача, связанная с покупкой товара в интернет-магазине, они уделяют много времени сравнению условий на разных торговых площадках. На принятие решения о покупке влияет большое количество факторов, но удобство проведения платежей находится на одном из первых мест.

В новой статье поговорим о том, как принимать оплату по QR-кодам в интернет-магазине и что нужно для подключения платёжного инструмента. В конце вас ждут советы по работе с QR-кодами.

Что такое QR-коды и как они работают

QR-код — штрихкод, в который зашифрована какая-либо информация. В digital маркетинге и e-commerce QR-коды используются для упаковки ссылок. Например, с их помощью можно поделиться адресом страницы или показать код покупателю, чтобы он перевёл деньги на счёт.

В последние годы QR-коды начали активно распространяться и проникать в разные сферы жизни. Например, в общественном транспорте размещают наклейки с кодами, которые необходимо поместить в объектив камеры смартфона, чтобы считать информацию.

Смартфоны есть практически у каждого, поэтому возможность получить информацию, зашифрованную в сочетании черно-белых символов, доступна без каких-либо специальных инструментов. Достаточно навести камеру на QR-код и в случае успешного распознавания на экране отобразится конечная ссылка.

QR-коды пользуются спросом у офлайн-предприятий, которые хотят показать клиентам, что они следят за современными технологиями и активно внедряют их в бизнес-процессы своих компаний. Например, если в магазине нет терминала, а клиент не хочет платить наличкой, создание QR-кода позволит решить проблему.

В Китае оплата через QR-коды входит в число популярных инструментов и большое количество транзакций проводится через платёжные системы WeChat и AliPay. Коды можно увидеть даже на улице и пожертвовать музыкантам, которые играют любимую песню на улице.

В России доля электронных платежей растёт, потому что людям выгоднее проводить операции через системы бесконтактной оплаты вроде Apple Pay и Google Pay, чем носить с собой наличные. А проблема поиска мелочи перестаёт быть актуальной.

Коронавирус и ограничения во время пандемии ещё сильнее увеличили популярность бесконтактной оплаты. Данные открытых источников показывают, что в марте 2020 года доля электронных платежей выросла до 67%. А бесконтактную доставку запустили все крупные ритейлеры.

В январе 2019 года Центральный Банк Российской Федерации выпустил систему быстрых платежей, через которую и производится оплата с помощью QR-кодов у предпринимателей и юридических лиц.

Существуют несколько видов QR-кодов, которые отличаются количеством зашифрованной информации и другими параметрами. Одноразовый код привязан к конкретному товару и содержит реквизиты оплаты. Принцип работы максимально простой: кассир показывает QR-код на экране устройства, клиент считывает его и подтверждает транзакцию в приложении своего банка.

Многоразовый код работает по другому сценарию. В нём зашифрованы реквизиты продавца, а сумму необходимо ввести после распознавания кода и получения платёжной ссылки. Многоразовые коды актуальны и для предпринимателей, которые предоставляют услуги в интернете.

Например, если необходимо оплатить услуги репетитора и каждый раз сумма отличается, многоразовый QR-код позволит решить проблему и продавцу не надо будет каждый раз выписывать новый чек. А подключение к эквайрингу позволит автоматизировать задачу.

Процесс оплаты сводится к следующим шагам:

  1. Клиент открывает приложение своего банка.
  2. Выбирает вариант оплаты по QR-коду.
  3. Сканирует код и проверяет корректность полученной информации.
  4. Подтверждает проведение платежа.

Если говорить о e-commerce, то способ оплаты пока не пользуется спросом, потому что пользователи привыкли оплачивать покупки в интернете через онлайн-банкинг. Они выбирают нужный вариант в форме и оплачивают заказ стандартным способом.

Формат реализации оплаты по QR-кодам отличается в зависимости от особенностей платформы, на базе которой проводятся операции. Например, в ЮMoney можно переводить деньги на кошелёк продавца после считывания QR-кода. Но транзакции привязаны к платёжной системе.

Система быстрых платежей — более удобный вариант как для продавцов, так и для покупателей. Практически в каждом приложении крупных банков России есть кнопка для перевода денег через СБП. В настройках системы пользователь может заранее выбрать счёт, с которого будут списываться средства и автоматизировать задачу.

Проблема лишь в том, что пока способ оплаты подходит не всем клиентам. Некоторым привычнее отдавать деньги за заказ в интернет-магазине после проверки товара на почте или проводить платежи через любимый банк, где в любой момент можно запросить возврат через процедуру chargeback.

Онлайн-магазинам стоит уделить больше внимания работе с QR-кодами, потому что при проведении платежей через СБП деньги поступают на счёт гораздо быстрее, чем при использовании эквайринга. А комиссия по услуге гораздо меньше, чем берёт любой платёжный сервис, выступающий в роли посредника.

Есть мнение, что QR-коды подходят не всем коммерческим проектам и это правда. В некоторых нишах пользователей сложно переучить и мотивировать на использование новых инструментов. Но если наглядно показать преимущества, часть аудитории может перейти на другой формат оплаты.

Мотивация для онлайн-ритейлеров простая — быстрое проведение платежей и более низкая комиссия. Можно сэкономить деньги на эквайринге и перенаправить их на рекламу торговой площадки или развитие логистической инфраструктуры.

Популярность оплаты по QR-кодам в России

Пользователи, которые привыкли заказывать товары в интернете, предпочитают оплачивать заказы электронными кошельками и банковскими картами. Поэтому их будет сложно переориентировать на другие инструменты. Привычка — очень сильный фактор сдерживания, который влияет на популярность использования QR-кодов.

По данным опросов, россияне считают платежи по QR-кодам самыми неудобными и их не интересует факт, что они выгодные для продавцов. При этом 84% респондентов планируют использовать этот способ оплаты в будущем. Выборка относительно небольшая — 1600 человек, но в опросе принимали участие люди не моложе 18 лет.

Эксперты считают, что при наличии платежного шлюза в интернет-магазинах, QR-коды становятся бесполезными. Но отказываться от дополнительного способа оплаты, который может сэкономить сотни тысяч рублей в год на комиссиях по эквайрингу, тоже не стоит.

В свежем исследовании платёжной системы Visa, говорится о том, что компания не увидела перспектив развития оплаты по QR-кодам в России. Около двух лет назад Visa работала над моделью оплаты, но отказалась от неё из-за доминирования мобильных платежей.

Пока что не наблюдаются изменения по росту популярности оплаты через QR-коды, но возможно в ближайшие годы ситуация изменится. Если доля платёжного инструмента увеличится хотя бы на 10-15% это будет поводом для массовой интеграции нового способа оплаты в бизнес-процессы онлайн-ритейлеров.

Принимать решение о настройке QR-кодов в интернет-магазине необходимо на основе анализа поведения целевой аудитории. Можно провести опрос и узнать мнение целевых пользователей о новом инструменте. Если большинство позитивно оценят новое решение, можно потратить время на его реализацию.

Опыт других стран показывает, что оплата по QR-кодам очень перспективная и может спровоцировать мощный толчок в развитии безналичных платежей. Ограничения из-за пандемии будут действовать ещё долго, поэтому ситуация с популярность юспособа оплаты может измениться в любой момент.

Преимущества и недостатки

Главный недостаток оплаты по QR-кодам заключается в низкой популярности. Этот факт изменить не получится, но у инструмента есть и преимущества, о которых необходимо знать.

Плюсы:

  1. Минимальное количество действий. Необходимо только отсканировать код в банковском приложении.
  2. Интеграция с СБП. Система знакома многим владельцам банковских карт в России.
  3. Минимальная комиссия. Это выгодно для ритейлеров, которые тратят много средств на эквайринг.
  4. Безопасность. При считывании QR-кода никто не получит доступ к данным. А вот если клиент оплачивает покупку банковской картой у злоумышленников больше шансов получить конфиденциальную информацию при взаимодействии в офлайне.
  5. Не нужен NFC. Использовать Google Pay и другие системы бесконтактных платежей можно только на смартфонах с поддержкой NFC. А сканер QR-кода по умолчанию установлен на всех Android смартфонах.
  6. Большой выбор инструментов интеграции. Оплату по QR-кодам внедряют многие сервисы по приёму платежей. Среди них Сбербанк, Альфа-Банк и другие крупные игроки.

Недостатки:

  1. Низкая вовлечённость. Не все пользователи согласны отказаться от привычных способов оплаты.
  2. Отсутствие кэшбэка. При проведении платежей через СБП банки могут не начислять бонусы.
  3. Способ оплаты подходит не для всех ниш. Потенциальным клиентам проще провести платёж через приложение банка.

Плюсов много, но пока владельцам интернет-магазинов стоит расценивать оплату через QR-коды как дополнительный, а не основной платёжный инструмент. Когда ситуация изменится в глобальном масштабе, можно будет пересмотреть положение дел.

Перед началом интеграции платёжного метода в бизнес-процессы торговой площадки необходимо провести подробный анализ, учесть мнения пользователей и выполнить несколько тестовых платежей, чтобы убедиться в корректности работы технологии.

Пошаговая инструкция по настройке оплаты через QR-коды

Не стоит забывать, что многие ритейлеры совмещают офлайн-бизнес и онлайн-проекты. В таких случаях оплата через QR-коды будет очень полезна и уже давно работает как один из главных инструментов для компаний, которые взаимодействуют с клиентами за пределами интернета.

Возьмём условный интернет-магазин обуви и представим, что 90% заказов доставляются по модели с постоплатой. В условиях пандемии большинство клиентов отказываются от оплаты наличными и переводят деньги через электронные системы и приложения банков.

В таком случае QR-коды будут идеальным решением проблемы. Курьер показывает код на экране смартфона, а потом распечатывает чек и отдаёт его покупателю. Все остаются довольны: клиенту не надо возиться с наличкой, а курьеру искать сдачу. Такая модель реализована в онлайн-кассах и пользуется спросом.

Если предприниматель собирается открыть интернет-магазин и совмещать его с офлайн-точкой продаж или придумал нестандартный вариант интеграции QR-кодов, стоит воспользоваться нашей инструкцией.

Составьте план действий

Любое изменение модели работы интернет-магазина не должно выполняться без тщательного анализа последствий. Если владелец площадки не хочет потерять лояльную аудиторию и стабильный поток заказов, необходимо уделить внимание составлению подробной стратегии работы.

Оплата по QR-кодам — специфический инструмент, который требует особого подхода. Его нельзя просто добавить и надеяться, что пользователи начнут активно пользоваться им при оплате заказов. Необходимо управлять вниманием аудитории, показывать преимущества и задействовать маркетинг.

Соберите обратную связь

Идеальный вариант получения фидбека предполагает сбор информации после тестового периода. Можно добавить оплату по QR-кодам на несколько дней и ознакомиться со статистикой. По итогам эксперимента удастся получить ценную информацию, которую можно использовать для улучшения бизнеса.

Если по результатам тестов станет понятно, что большинство клиентов предпочитают традиционные способы оплаты, не стоит навязывать им свою политику. Лучше прислушиваться к мнениям действующих клиентов, чтобы сохранить их доверие и шансы на повторное оформление заказов.

Выберите сервис для проведения платежей

Представим, что предприниматель провёл опрос и выяснил, что 50% аудитории заинтересованы в оплате заказов через QR-коды. Теперь необходимо выстроить механизм таким образом, чтобы он не разрушил пользовательский опыт.

Выбор инструментов для интеграции QR-кодов как способа оплаты в интернет-магазин много. К примеру, есть сервис «Плати QR» от Сбербанка с комиссией 0,6% за каждый платёж.

Сбербанк предлагает бесплатное обслуживание и несколько вариантов интеграции платёжного инструмента. Например, можно использовать API, чтобы создать уникальный модуль под свой интернет-магазин.

Платёжный сервис Robokassa тоже предлагает решение для оплаты по QR-кодам для участников платформы Robomarket. Код можно считать из письма, который приходит на почту после оформления заказа или прямо в карточке товара.

Если Сбербанк или Robokassa по каким-то причинам не подходят, можно выбрать другие сервисы:

  1. «ВТБ Бизнес QR».
  2. Visa QR от Альфа-Банка.
  3. СБП в Точка Банке.

Для приёма платежей по QR-кодам индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо заключить договор с сервисом и настроить интеграцию с онлайн-кассой. «Плати QR» от Сбербанка также интегрирован в товароучётный сервис «МойСклад».

Советы по работе с QR-кодами

Пока целесообразность использования QR-кодов под вопросом, но через несколько лет отношение к ним у интернет-покупателей может измениться. Лучше интегрировать инструмент заранее, а не тратить время на экстренное решение задачи, когда придётся гнаться за трендом.

Воспользуйтесь нашими советами, чтобы защититься от возможных проблем:

  1. Не забывайте про онлайн-кассу. Платежи по QR-кодам должны проходить через онлайн-кассу, а данные по ним передаваться в налоговую.
  2. Держите пользователей в курсе. Без анонса новых возможностей в социальных сетях или на сайте, эффективность использования платёжного инструмента будет низкой.
  3. Сравните условия нескольких систем. Комиссия по платежам через QR-коды низкая, но сервисы могут брать плату за обслуживание и другие услуги.
  4. Настройте мониторинг платежей. Необходимо подробно изучить каждую ситуацию, когда клиент не смог оплатить заказ.

Оплата по QR-кодам — удобный инструмент, который может принести пользу интернет-магазинам. Он особенно актуален для компаний, совмещающих офлайн и онлайн-деятельность.

Используйте наши рекомендации, чтобы сделать интеграцию нового способа оплаты быстрой и эффективной. Следите за поведением аудитории и корректируйте стратегию работы при необходимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *