Сторителлинг (от англ. «storytelling», в переводе – рассказывание историй) – это донесение информации до аудитории через истории и рассказы, героями которых являются выдуманные или реальные действующие лица. В наши дни это умение необходимо далеко не только писателям, создающим произведения художественной литературы. Предприниматели, журналисты, бизнес-тренеры, маркетологи и пиарщики давно поняли, что цепляющая история, в которой читатель может узнать себя, вызовет эмоции и запомнится гораздо лучше скучного изложения фактов, перечисления возможностей и преимуществ.
В этой статье мы разберемся, в каких сферах этот прием находит применение, поговорим о принципах и целях сторителлинга, а также рассмотрим, как выглядит классический сценарий истории.
Где используется сторителлинг?
В бизнесе сторителлинг успешно применяется как внутри компании, так и при взаимодействии с клиентами и партнерами.
Организации выпускают email-рассылки для сотрудников с историями, раскрывающими ценность компании, рассказывают истории успеха отдельных работников. Такой корпоративный сторителлинг помогает сплотить коллектив, задает направление деятельности и прекрасно мотивирует на достижение высоких результатов.
Сторителлинг в маркетинге – это мощный инструмент, при помощи которого можно создать нужный имидж компании, заинтересовать клиентов, повысить лояльность покупателя к какому-либо бренду или товару, чтобы в итоге он совершил покупку. Посредством сторителлинга можно в интересной форме рассказать клиентам об опыте корпорации, истории появления определенного продукта, привести примеры его успешного использования. С помощью таких историй формируется положительный имидж как самой компании, так и предлагаемого товара или услуги.
Сторителлинг в журналистике и документальном кино используется в качестве способа рассказать историю так, чтобы читатель или зритель оценил ситуацию с разных сторон, увидел события глазами разных персонажей.
Сторителлинг находит широкое применение и в сфере образования. Задача рассказа здесь – замотивировать ученика, показать важность обучения на примере историй из жизни, побудить к целевому действию, например, записаться на семинар, курс или вебинар.
В области оказания туристических услуг с помощью историй можно рассказать о новых местах и маршрутах, интересных экскурсиях, что подтолкнет потенциальных клиентов к покупке путевки и совершению путешествия.
Кроме того, сторителлинг используется в публичных выступлениях и рекламных роликах. Даже на печатной листовке или баннере можно рассказать историю в виде текстов, рисунков или комиксов.
Каким должен быть хороший сторителлинг?
Вам уже известно определение сторителлинга, а также где и зачем он используется, теперь пришло время поговорить о том, из чего состоит история и что нужно учитывать при ее создании.
Перечислим главные принципы сторителлинга:
- В каждой истории всегда имеется как минимум один персонаж. Герой рассказа должен быть на 100% интересен вашей аудитории. В идеале он должен походить на читателей, чтобы они могли «примерить» на себя все его мысли, поступки и решения. Персонажем истории может быть как реальный, так и вымышленный герой, причем не только человек, но и животное, фантастическое существо, предмет или организация.
- История не должна быть очень длинной. Учтите, что обычно человек может быть максимально сконцентрирован на чем-то в течение 20 минут, а после его внимательность снижается.
- При написании историй важно тщательно продумать детали повествования: обстановку, в которой происходит действие, характеры персонажей, их мнения, прописать диалоги.
- В истории обязательно должны присутствовать события и перемены, жизненно важные для персонажа. Добавьте конфликт, противоречия, описание преодоления героем рассказа каких-то трудностей. Это придаст повествованию остроты и сделает сюжет более захватывающим. Такой рассказ вызовет у читателей эмоции, заставит сопереживать герою. Вся история должна вращаться вокруг проблемы и поиска ее решения. Прекрасно, если в какой-то момент события примут неожиданный поворот, и сюжет получит новый путь развития.
- Любая история состоит из завязки, конфликта (основной части, кульминации) и развязки. В сторителлинге не должно быть открытого конца. Читателю важно получить ответы на вопросы, не домысливая что-то самостоятельно. Финал необязательно должен быть позитивным, не стоит рассказывать только истории успеха и побед, часто рассказы о неудачах и поражениях создают даже более сильный эффект, но развязка всегда должна подводить некий итог.
- История, в особенности ее начало, не должна быть скучной. Расскажите историю так, чтобы вызвать у людей интерес и желание узнать, что же происходило дальше. Ваш рассказ может вызывать у аудитории самые разные эмоции: радость или смех, злость или негодование, но он не должен оставлять читателей равнодушными.
- Чтобы добавить в рассказ красок, используйте метафоры, гиперболы и другие фигуры речи. Однако перебарщивать с ними не стоит – основная мысль не должна потеряться на их фоне.
- Также не стоит злоупотреблять лишними подробностями и описаниями, старайтесь чтобы история оставалась емкой и ясной, а также содержала только важные для повествования детали. Доносите мысли понятным языком, четко и конкретно, используйте живые примеры.
- В процессе изложения обращайтесь к воображению людей, ваше повествование должно активизировать их органы чувств, задействовать образное мышление, чтобы читатель почувствовал запахи и вкусы, услышал звуки, представляя происходящее, и даже ощутил прикосновения.
- Рассказ не должен навязывать аудитории мнение автора. Старайтесь добиться, чтобы читатели сами сделали конкретные выводы и захотели выполнить целевое действие. Например, если целью истории является продажа, нельзя прямо говорить, что потенциальному покупателю что-то нужно или он что-то должен сделать. Необходимо построить повествование так, чтобы после прочтения истории у человека возникло желание иметь искомый продукт.
Помните, что одной историей невозможно заинтересовать абсолютно всех – под конкретную целевую аудиторию нужно писать отдельную историю.
Каждая история должна сопровождаться визуальным контентом: добавляйте в текст картинки или фотографии, это позволит погрузить читателей в атмосферу происходящего и лучше преподнести материал. Можно также вставить видео или анимацию, чтобы сделать рассказ более динамичным и живым.
Сценарий истории и цели сторителлинга
Существует много разнообразных способов рассказывания историй, но практически любой из них развертывается по классическому сценарию.
Рассказ всегда начинается с завязки, где вы должны описать ситуацию, дать портрет героя и рассказать о его проблемах. Именно во вступительной части вам нужно постараться зацепить читателя, суметь возбудить его интерес, чтобы он не переключил свое внимание на что-то другое, а углубился в повествование.
Далее история раскрывается: вам следует обозначить решение проблемы, описать путь героя, с какими сложностями ему предстояло столкнуться на этом пути, какой опыт он получил и тому подобное.
В заключительной части рассказа должна идти речь об итогах, планах. Здесь же необходимо мотивировать читателя к нужному вам действию, для этого аккуратно и ненавязчиво применяем call-to-action.
Рассказ должен быть структурированным, объединенным единым тщательно продуманным сюжетом. Сторителлинг всегда подразумевает наличие какой-то цели, во время написания истории вы должны держать в голове то, ради чего вы затеяли рассказ. От цели будет зависеть ваше послание, мораль истории. Например:
- Если цель – подтолкнуть читателя к действию, вам нужно описать некий опыт успешного преодоления трудностей, решения проблем или достижения успеха при помощи определенного действия.
- Целью может быть рассказ о себе. В этом случае честно и открыто расскажите аудитории о своем пути, состоящим из взлетов и падений, неудач и побед.
- Если вам важно поделиться с читателями своими ценностями, ваша история должна затрагивать знакомые им эмоции, описывать типажи и ситуации так, чтобы люди смогли провести параллель со своей собственной жизнью.
- В ситуации, когда цель написания истории – построение сообщества и налаживание сотрудничества, вам нужен рассказ, который сможет побудить аудиторию активно обсуждать его и делиться с окружающими.
Подведем итоги
Теперь вы знаете, что такое сторителлинг. Истории способны не только развлечь аудиторию, с их помощью можно познакомить клиентов с компанией, поделиться опытом и успехами, замотивировать на обучение, рассказать о новых товарах и продать самые разные продукты. Истории вызывают у читателей эмоции, разжигают любопытство, вдохновляют, мотивируют их, обогащают знаниями, что в итоге стимулирует к совершению целевых действий.
Теоретические знания получены, теперь самое время написать свою историю. Не сомневаюсь, что у вас все получится!
Напоследок хочу дать еще несколько важных советов:
- Избегайте монотонного повествования, не затягивайте начало – рассказ должен захватить с первых строк.
- Не используйте непонятные термины.
- Обязательно добавляйте эмоции.
- Не рекламируйте свой товар в лоб.
- Не навязывайте покупку.
А также помните о том, что писать для всех – это писать ни для кого, поэтому перед созданием истории потратьте время на изучение целевой аудитории.
Добавить комментарий
Вы должны зайти как в для комментирования записи