Рассказываем о том, что представляет собой эмоциональный интеллект, почему так важно его повышать и как можно его применить в жизни.
Что представляет собой эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность воспринимать, контролировать и подвергать критической оценке эмоции. Как свои, так и эмоции других людей. Кто-то считает, что это уникальный врожденный навык, другие говорят, что эмоциональный интеллект можно развивать.
Умение следить за своими эмоциями, управлять ими – важный навык как в повседневной жизни, так и в карьере. Также в рабочей среде высоко ценится способность считывать эмоции других людей и правильно реагировать на них. Все это тесно связано с эмоциональным интеллектом и помогает людям строить более успешную карьеру (и жизнь).
Почему эмоциональный интеллект так важен?
Потому что EQ используется в разных сферах жизнедеятельности. Повышенный эмоциональный интеллект может влиять на успехи человека в обучении и в работе. Он позволяет проявить лидерские качества, находить контакт с разными людьми и вести их за собой. А также убеждать их в своей правоте.
Стабильно развивающийся эмоциональный интеллект благоприятно сказывается на физическом здоровье. Он помогает прорабатывать стрессовые ситуации и снижать их влияние на тело.
Также неконтролируемые эмоции могут привести к проявлению психологических заболеваний. Чаще всего неправильная работа со своими чувствами ведет к тревожности и депрессии. Развитый EQ помогает избежать таких последствий.
Имея развитый эмоциональный интеллект, проще понимать других людей, воспринимать их эмоции, выражать сочувствие, подбирать подходящие слова и т.п. Вкупе это помогает строить более тесные и надежные отношения с коллегами и близкими.
Составляющие эмоционального интеллекта
EQ – это сущность, состоящая из нескольких отдельных навыков. Они взаимосвязаны, но развиваются отдельно. Они также могут присутствовать в одном человеке, но в разных пропорциях.
Задача человека – анализировать каждый компонент и регулярно подвергать его критической оценке.
Коммуникативные навыки
Как я уже сказал выше, эмоциональный интеллект помогает налаживать и поддерживать контакты. Это особенно важно в профессиональной деятельности при создании новых деловых связей, общении с партнерами и т.п.
Также развитые коммуникативные навыки помогают выстраивать более продуктивные взаимоотношения между сотрудниками в одном офисе. Они могут просить о помощи и словесно решать любые конфликты.
Начальник с повышенным EQ может поднимать серьезные вопросы и поддерживать обсуждение в команде, добиваясь положительных результатов этого обсуждения (например, принятия решения по вопросу, волнующего весь офис).
Мотивация
Эта сущность тесно связана с EQ и часто включается специалистами в состав эмоционального интеллекта. Мотивация подразумевает под собой возможность ставить цели и достигать их.
За счет мотивации как раз и формируется желание выполнять те или иные задачи. Хороший мотиватор может сподвигнуть целую группу людей к выполнению даже крайне сложных задач.
А еще мотивация дает возможность лучше справляться с неудачами, оценивать ситуацию и возвращаться к работе.
Эмпатия
Важнейшая часть развитого эмоционального интеллекта – умение считывать чужие эмоции и планировать свои действия исходя из того, как ощущают себя другие люди. Правильная трактовка эмоций дает возможность выбирать наиболее удачное время для принятия сложных решений. Сотрудники с развитой эмпатией умеют предугадывать реакцию окружающих и избегать возможных проблем и конфликтов.
Обеспокоенность чужими мыслями и чувствами в коллективе создает в нем более здоровую и человечную атмосферу. В современном обществе, как бы банально это ни звучало, такой подход помогает повысить продуктивность, снизить общий уровень стресса и тревоги, а также сократить «текучку» за счет комфортной рабочей среды для всех и каждого.
Социальная ответственность
Этот навык дает человеку возможность осознать себя частью команды и научиться работать с другими людьми. Такой вид ответственности обязывает человека отвечать за принятые решения и общий результат работы. Важный навык для тех, кто планирует занять лидерскую позицию.
Чувствуя ответственность за итог деятельности, каждый сотрудник будет пытаться сделать максимум, чтобы команда не «провалилась». Не будет сотрудников-якорей, думающих, что все решат за них.
Умение контролировать и нивелировать конфликты
Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Умение не просто сглаживать конфликты, а разрешать их, четко осознавая причины и следствия.
Коллективы, состоящие из таких работников, показывают высокую эффективность в даже самых сложных ситуациях. Повышается продуктивность, любая деструктивность трансформируется в конструктивность. Конфликты воспринимаются как способ осознать ошибки и стать лучше.
Как использовать EQ?
Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях.
Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты.
Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед.
Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе.
Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других.
Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете. То есть грамотно справляться с целеполаганием.
Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно.
Как измеряется EQ?
Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ.
Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина.
Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона.
Тест для оценки уровня мотивации от Элерса.
Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана.
Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана.
Тест эмпатических способностей человека от Бойко.
У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Нужна специальная литература. Читайте книги по повышению коммуникативных навыков, книги, рассказывающие об эмпатии и т.п. Чаще взаимодействуйте с людьми и отдавайте отчет своим действиям.
Есть несколько простых стратегий повышения EQ. Нужно уделять внимание лишь трем основным действиям.
Учитесь слушать
Чтобы понимать чувства других людей, важно научиться уделять им достаточное количество внимания. Потратьте свое драгоценное время на другого человека и постарайтесь осознать, что он хочет до вас донести. Причем обращайте внимание не только на вербальные знаки, но и на невербальные.
Язык тела – важная метрика оценки поведения человека, его намерений, желаний и т.п. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют корректно считывать этот язык и лучше понимают других людей.
Развивайте эмпатию
Умение понимать чужие чувства – критически важный навык в бизнесе, но не менее важный в повседневной жизни. Навык ощутить себя в чужой шкуре позволяет объективно оценивать поступки, слова и решения других людей.
Только с достаточным уровнем эмпатии можно корректно оценивать намерения других людей. А зная эту информацию, можно скорректировать свое поведение, чтобы каждая коммуникация заканчивалась успехом. Например, не лезть к человеку, который явно не в духе, или прекратить речь, если собеседник чувствует дискомфорт.
Рефлектируйте на тему собственных эмоций
Это умение поможет вам не сойти с ума. Нужно жить в гармонии со своими чувствами. Отслеживать моменты, когда эмоции берут верх и заставляют принимать решения, которые не были до этого четко проанализированы.
В меру контроля, в меру анализа. Не пытайтесь все подавлять, а научитесь этим управлять. Вот ваша задача по ходу развития EQ.
А еще важно понимать, почему те или иные чувства вынуждают людей принимать решения. Это позволит не просто лучше ладить с коллегами и близкими, но и предугадывать некоторые их решения вкупе с привычками.
Потенциальные сложности, возникающие у людей с высоким EQ
Справедливости ради, необходимо упомянуть и возможные недостатки повышенного эмоционального интеллекта. Везде требуется баланс, и чересчур большой EQ может быть так же опасен, как и чересчур низкий.
Ученые подтвердили, что люди с высоким EQ часто отличаются низкой креативностью, не генерируют инновационные идеи.
Люди с повышенным уровнем эмпатии не умеют высказывать критику, чем усложняют себе жизнь, напрочь игнорируя недостатки других людей из-за своих страхов.
Ну и самое значимое – людей с высоким EQ часто используют в собственных целях. В ход идут манипуляционные схемы взаимодействия.
Вместо заключения
На этом все. Развивайте свой эмоциональный интеллект. Его повышение даст плоды во всех сферах жизни – от личных отношений до профессиональной деятельности.
Добавить комментарий
Вы должны зайти как в для комментирования записи