Онлайн-кассы для самозанятых

Онлайн-кассы для самозанятых: как подключить и сколько это стоит

Поделиться

Популярность самозанятости постоянно увеличивается, потому что новый налоговый режим даёт гражданам РФ возможность зарабатывать и не тратить много времени на налоговую отчётность. Репетиторы, сантехники, водители, кузнецы и представители других профессий спокойно работают и платят налоги в автоматическом режиме.

В новой статье поговорим об онлайн-кассах для самозанятых. Разберёмся, надо ли плательщикам НПД покупать контрольно-кассовую технику и тратить время на её подключение.

В каких случаях самозанятому нужна касса

Новый налоговый режим законодательные органы создавали, чтобы вывести из тени доходы граждан, которые не могли зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей. В 2019 году эксперимент завершился удачно и его действие расширили на все регионы Российской Федерации.

Одно из главных преимуществ режима самозанятости — минимальная отчётность. Плательщик НПД создаёт чек по каждой сделке и следит за тем, чтобы в электронных документах были правильные данные. Остальные операции выполняются в автоматическом режиме.

Самозанятый через приложение передаёт данные о своём обороте в Федеральную налоговую службу и в 10-12 числах получает уведомление о сумме накопившихся налогов. Если привязать к приложению банковскую карту и настроить списание платежей, больше ничего делать вручную не надо.

А вот у индивидуальных предпринимателей, которые продают товары в интернет-магазинах или оказывают услуги гражданам РФ и зарубежным заказчикам, больше проблем с отчётностью и налогами. Мало того, что сумма взносов в фонды каждый год растёт, так ещё и понадобится дополнительное оборудование.

С июля 2021 года предпринимателей обяжут работать с онлайн-кассой, чтобы регистрировать каждую торговую операцию у оператора фискальных данных и передавать информацию в налоговую. Самозанятый может аннулировать чек до момента отправки данных в ФНС, а у ИП в этом плане больше проблем.

Согласно действующему законодательству, интернет-магазинам независимо от категории товаров нужна установленная онлайн-касса. Вместе с бланком заказа клиент получает чек ОФД, который доказывает факт перевода средств на счёт торговой площадки.

Самозанятым гражданам онлайн-кассы не нужны потому что пока это не прописано в законодательных актах. Достаточно выдать покупателю чек из приложения «Мой налог» и на этом работа с документацией заканчивается. Многие индивидуальные предприниматели хотели бы получить аналогичные привилегии, но у них не всё так просто.

При этом плательщики НПД могут спокойно получать платежи безналом и даже подключить эквайринг, чтобы обрабатывать транзакции в автоматическом режиме. В России пока мало платформ, которые сотрудничают с самозанятыми. Хотя та же Yookassa закрывает базовые потребности.

Новые обязательства, которые будут актуальны с июля 2021 года, не касаются самозанятых. Если они работают только как плательщики НПД, то могут не тратиться на покупку контрольно-кассовой техники и её обслуживание.

Есть несколько исключений из правил, которые порождают вопросы плательщиков налога на профессиональный доход об онлайн-кассах. Существует несколько случаев, когда самозанятым всё-таки придётся покупать кассу и настраивать передачу данных в базу ФНС.

Первый случай — если самозанятый лишился своего статуса. Например, он превысил отметку годового дохода в 2,4 млн. Необходимо следить за объемом поступающих финансов и своевременно позаботиться о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Если видите, что за несколько месяцев до окончания календарного года цифра в 2,4 млн рублей всё ближе, проконсультируйтесь с опытном юристом и попросите его составить алгоритм действий. Лучше запланировать регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя заранее, чтобы защититься от ошибок.

Открыть ИП гораздо сложнее, чем зарегистрировать самозанятость, поэтому надо тщательно подготовиться к процессу. Закрыть ИП тоже гораздо труднее, чем нажать несколько кнопок в приложении «Мой налог», чтобы перестать быть плательщиком НПД.

Бывают случаи когда самозанятые теряют статус не по своей воле, а из-за нарушения законодательства. В этом случае ФНС вправе аннулировать регистрацию самозанятого и может наложить штраф. В ближайшее время предпринимателю надо будет открыть ИП и платить в несколько раз больше налогов.

Если хотите работать в качестве самозанятого долгие годы и доход позволяет не переходить на ИП, старайтесь по максимуму защититься от проблем. Вносите чеки заранее, составляйте договора и проводите сделки согласно законодательству.

Например, если самозанятый не выписал чек клиенту, а он пожаловался в Федеральную налоговую службу, сначала последует штраф, а в случае последующего нарушения гражданина могут лишить статуса плательщика НПД. Лучше избегать таких ситуаций.

Ещё одна причина исключения из рядов самозанятых — запрещённая деятельность. Самозанятым гражданам нельзя заниматься перепродажей чужих товаров, можно лишь реализовать продукцию, созданную в результате ручного труда. То есть хендмейкеры вне опасности, а коммерсантам в чистом виде понадобится ИП.

Второй вариант — самозанятые-ИП. Это распространённая практика, о которой знают далеко не все предприниматели. При необходимости можно совмещать статус плательщика НПД с открытым ИП. Есть несколько нюансов, но в целом ничего сложного в таком формате работы нет.

Предположим, что есть условный Иван, который на постоянной основе занимается изготовлением мебели под заказ. Без открытого ИП он не может осуществлять предпринимательскую деятельность. В свободное время Иван проводит частные курсы для людей, которые хотят научиться изготавливать мебель.

Получается, что Иван одновременно ИП и самозанятый. Оба статуса нужны ему, чтобы работать согласно законодательству. При необходимости можно работать с учениками и в статусе ИП, но тогда надо будет платить гораздо больше налогов. А если у индивидуального предпринимателя есть наёмные работники, то он платит сборы ещё и за них.

Совмещать ИП и самозанятость вполне возможно, но надо правильно разделять деятельность и не забывать фиксировать все поступления. Индивидуальные предприниматели подают отчётность в налоговую каждый квартал, а у самозанятых в этом плане полная свобода.

Если самозанятый потерял статус и ему пришлось открыть ИП, есть несколько исключений из правил, позволяющих не использовать онлайн-кассу. Но всё идёт к тому, что 99% предпринимателей в будущем будут использовать контрольно-кассовую технику.

В пункте 2 статьи «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» указаны категории предпринимателей, которые могут не использовать онлайн-кассу. Это касается продажи газет и журналов, торговли на розничных рынках, ремонта и окраски обуви, изготовления ключей и других видов деятельности.

Проблема в том, что с 1 июля список предпринимателей, которые должны на постоянной основе использовать ККТ, значительно расширится и в него попадут почти все категории ИП. Например, если выпекаете торты на заказ или шьете одежду, надо использовать онлайн-кассу.

Особенности работы с онлайн-кассой

Онлайн-касса — не просто терминал, который предприниматель устанавливает в точке продаж или у себя дома. Это важное звено деятельности, которое сильно влияет на успешную работу индивидуального предпринимателя или компании.

Например, если нарушить регламент создания и выдачи чеков, деятельность предпринимателя могут остановить на время разбирательства и наложить крупный штраф. Такие меры применяются к бизнесменам, которые допустили серьёзные правонарушения.

Для подключения онлайн-кассы обязательно нужен расчётный счёт, который в банке открывают только при наличии документов на регистрацию в качестве ИП, уставной документации ООО и других форм юридических лиц. Самозанятые могут открыть расчётный счёт, только если они совмещают НПД с ИП.

Онлайн-кассу необходимо зарегистрировать с использованием квалификационной электронной подписи (КЭП). Данные обычно передаются в ФНС через оператора фискальных данных (ОФД). Если собираетесь открыть ИП, то без зарегистрированной ККТ осуществлять предпринимательскую деятельность не получится.

Регистрировать онлайн-кассы лучше всего через сервисы-посредники, чтобы защититься от ошибок. Например, популярный сервис EKAM предлагает облачные кассы для предпринимателей за 1500 рублей в месяц. Представители сервиса выпустят КЭП, зарегистрируют кассу в налоговой и помогут решить другие задачи.

Некоторые начинающие предприниматели стараются всеми способами избежать покупки и регистрации онлайн-кассы. Они не хотят разбираться в нюансах работы оборудования, а денег на оплату услуг квалифицированного сотрудника может и не быть.

Так делать нельзя, потому что вести предпринимательскую деятельность без ККТ запрещено, если только деятельность не попадает в список исключений. В остальных случаях зарегистрировать онлайн-кассу надо сразу после получения статуса индивидуального предпринимателя.

Налоговая часто делает контрольные закупки и если сотрудники установят, что предприниматель или самозанятый действуют вразрез действующему законодательству, начнутся проблемы.

Если действующий ИП с ККТ оформил самозанятость, есть несколько вариантов дальнейших действий с онлайн-кассой. Её можно оставить, потому что нет законодательных норм, регулирующих использование контрольно-кассовой техники для самозанятых.

Если кассу купили на 3-5 лет и не хотите тратить время на перепродажу, проконсультируйтесь с юристом и вместе составьте план действий. Лучше дополнительно взять консультацию в ФНС и получить официальный ответ.

Перепродать кассу можно, но процесс гораздо более сложный, чем продажа другой техники. Её надо снять с учёта и убедиться, что данные за предыдущий период работы в полном объеме ушли в налоговую. Фискальный накопитель продать не получится, потому что он привязывается к одному владельцу.

После снятия накопителя с учёта его надо хранить 5 лет потому что налоговая может прийти с проверкой в любой момент. Не выбрасывайте фискальный накопитель и храните его в надёжном месте, чтобы в любой момент можно было считать с него данные.

Как выбрать онлайн-кассу

На рынке много готовых решений и сервисов, которые помогают сделать правильный выбор. При этом у многих предпринимателей возникают проблемы с контрольно-кассовой техникой. Они не знают, какое оборудование купить и как выстроить работу с ним.

Выбирать онлайн-кассу необходимо с учётом специфики бизнеса. Например, если предприниматель совмещает онлайн и офлайн-точки продаж, надо покупать ККТ в собственность и размещать в магазине, чтобы можно было на месте создавать чеки.

А если он работает только в интернете, можно взять облачную кассу в аренду и не платить 10-15 тысяч рублей за физическое оборудование. Такая онлайн-касса тоже будет соответствовать всем законодательным нормам и данные с неё будут поступать в налоговую.

При выборе ККТ обратите внимание на следующие критерии:

  1. Тип устройства. Есть недорогие кнопочные варианты, которые закрывают базовые задачи.
  2. Автономность. Если у магазина своя курьерская служба, понадобятся терминалы с аккумулятором.
  3. Скорость печати. Когда в очереди стоят 20-30 клиентов, скорость печати чеков очень важна.
  4. Габариты. В точке продажи можно разместить любое оборудование, а переносной вариант должен быть компактным.
  5. Поддержка маркировки. В России многие товары можно продавать только после маркировки.

Самозанятому-ИП проще взять облачную кассу в аренду, если он предоставляет услуги клиентам в дистанционном режиме. Облачная касса с возможностью печатать чеки обойдётся в 1500-2500 рублей в месяц. При необходимости можно будет даже создавать бумажные версии чеков, если под рукой есть стационарный или Bluetooth-принтер.

Многие компании, которые продают онлайн-кассы предпринимателям, предлагают услуги настройки и подключения. Можно воспользоваться ими, если они предоставляются бесплатно или вникнуть в процесс и решить задачу самостоятельно.

Если индивидуальный предприниматель продвигает свой интернет-магазин, то можно использовать товароучётную систему в сочетании с облачной кассой. В EKAM и других сервисах реализована такая возможность и можно сэкономить на использовании двух услуг одновременно.

Стоимость контрольно-кассовой техники зависит от потребностей предпринимателя и особенностей бизнеса. Облачная касса стоит не более 3 000 рублей в месяц, не считая дополнительных услуг. За стационарный вариант с фискальным накопителем придётся единожды заплатить в среднем 15-20 тысяч рублей.

Если не можете сделать выбор самостоятельно, закажите консультацию в любом сервисе по работе с онлайн-кассами. Менеджеры по продажам помогут сделать правильный выбор и расскажут, какие услуги могут предложить на бесплатной основе.

Тем, кто собирается совмещать ИП и самозанятость, стоит обязательно заручиться поддержкой опытного юриста, чтобы защититься от потенциальных проблем. К примеру, если как ИП бизнесмен перепродаёт товары не своего производства, проводить их через приложение «Мой налог» нельзя.

Нюансов при работе с контрольно-кассовой техникой много, но если потратите немного времени, чтобы вникнуть в главные особенности, сможете быстро во всём разобраться и спокойно работать.

Самозанятость позволяет гражданам РФ легально работать, платить налоги и даже откладывать на пенсию в случае необходимости. Изучите все законодательные нормы, чтобы работать в соответствии с законами и не переживать о больших штрафах от налоговой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *