В рунете около 300 тысяч интернет-магазинов. Ежегодно их количество растет. Онлайн-продажи — первый бизнес многих владельцев сайтов. Они могут вести его, не задумываясь о правовых аспектах. Отсюда проверки, штрафы и даже уголовные дела. Чтобы избежать этого, нужно учесть требования законодательства. Рассказываем о семи шагах, которые должен сделать предприниматель на старте работы онлайн-магазина.
Шаг первый: регистрация бизнеса
Интернет-магазин должен быть легальным. И онлайн-мегамаркет с тысячами товаров, и магазинчик в Инстаграме — любой бизнес нужно регистрировать. Выявить скрытый источник получения дохода просто: с помощью контрольной закупки. Сотрудники ФНС делают это так:
- Оформляют покупку и ждут электронный чек на e-mail.
- Если пришел чек с реквизитами компании — все в порядке. Заказ отменяют или оформляют возврат.
- Если чек не пришел — отслеживают продавца и организуют налоговую проверку. Когда удается доказать, что незаконная выручка превысила 1,5 млн рублей, на нелегального бизнесмена открывают уголовное дело.
Вывод: сначала регистрация, а после — открытие магазина. Разберемся, какая организационная форма лучше.
- ИП рекомендуется для старта нового бизнеса. Регистрация бизнеса простая. Нет необходимости вести бухгалтерский учет, налогообложение проще, не нужно арендовать офис. Есть возможность оценить перспективы бизнеса, а если что-то пошло не так, относительно легко закрыть дело.
- ООО подходит для запуска большого интернет-магазина с одним или несколькими учредителями. Форма регистрации позволяет привлекать инвесторов, продавать компанию или приостанавливать деятельность.
Плюсы и минусы разных форм регистрации — в этой таблице:
Форма регистрации | ИП | ООО |
Преимущества | Простая регистрация | Учредитель не несет ответственность собственным имуществом |
Бухгалтерский учет не обязателен | Можно привлекать инвестиционный капитал | |
Право на свободное распоряжение прибылью | Можно приостановить деятельность и не платить налоги (если нет имущества и наемных работников) | |
ФНС проверяет редко | Доступна продажа бизнеса, передача своей доли | |
Можно выбирать патентное налогообложение | ||
Можно работать из дома | ||
Простая ликвидация | ||
Недостатки | Не допускается разделение собственности | Сложная регистрация |
ИП несет ответственность собственными средствами и имуществом | Обязательный налоговый и бухгалтерский учет | |
Запрещено привлекать инвесторов | Есть ограничения на право пользования прибылью | |
Приостановив деятельность, ИП все равно обязан платить в Пенсионный фонд | Регулярные проверки, высокая ответственность по административному кодексу РФ | |
Сложная и длительная ликвидация |
Шаг второй: установка онлайн-кассы
Это обязательное требование для законной работы магазина. Онлайн-касса — устройство или программа, которая отправляет данные о каждой продаже в ФНС. Владелец интернет-магазина может выбрать подходящий вариант:
- Стационарная физическая касса: если у магазина есть точка выдачи и условия для самовывоза покупок.
- Переносная физическая касса — если есть собственные курьеры и хочется дать клиентам возможность платить по факту получения товара.
- Облачная касса. Подходит для обслуживания заказов с оплатой через сайт.
Шаг третий: организация работы с личными данными
Федеральный закон №152 определяет обязанности операторов персональных данных (ПнД):
- получать и работать только с нужной информацией;
- обрабатывать ПнД, получив согласие пользователя;
- дать доступ к Политике конфиденциальности;
- по запросу владельца давать доступ к его ПнД;
- редактировать или удалять ПнД по требованию владельца;
- организовать хранение с защитой от копирования и неправомерного доступа;
- хранить данные на серверах, расположенных в РФ.
Персональные данные — любая информация, по которой можно определить клиента магазина. В законе нет полного списка данных, которые можно отнести к персональным. В Роскомнадзоре считают, что это:
- ФИО;
- данные паспорта;
- полная дата рождения;
- место рождения, проживания;
- e-mail;
- телефонный номер;
- семейное и социальное положение;
- информация об образовании, профессии;
- данные о доходах.
Согласно закону, к операторам ПнД причисляют все сайты, на которых есть:
- личный кабинет пользователя;
- форма регистрации, подписки, запроса на обратную связь;
- анкета;
- кнопка обратного звонка;
- реализованная схема сбора ПнД (например, форма заказа товара).
Чтобы организовать работу с личными данными, владелец магазина должен оформить три документа:
- Соглашение пользователя.
- Публичную оферту на онлайн продажу товаров.
- Политику конфиденциальности.
Перед началом сбора персональных данных владелец интернет-магазина должен уведомить об этом Роскомнадзор, письменно или онлайн. В тексте уведомления нужно указать:
- полное наименование и адрес юридического лица или ИП;
- цель обработки ПнД;
- категории ПнД;
- категории субъектов, данные которых планируется собирать;
- правовое основание для сбора;
- список действий с ПнД;
- перечень мер для защиты данных;
- контакты лиц, ответственных за работу с ПнД;
- дату начала обработки (можно указать дату регистрации бизнеса);
- условия прекращения обработки ПнД.
Есть простой шаблон уведомления в Роскомнадзор с рекомендациями по заполнению.
Шаг четвертый: оформление пользовательского соглашения
По сути, это договор присоединения. Покупатель должен принять его полностью без поправок. Документ считается подписанным, когда покупатель оформил заказ и согласился с условиями магазина.
В соглашении прописаны: общие условия взаимодействия, ответственность продавца, принципы защиты авторских прав, правила уведомления пользователей с помощью рассылок, порядок решения споров. Для составления можно взять типовой договор и отредактировать по индивидуальным условиям.
Шаг пятый: составление публичной оферты
Это документ, в котором обозначены нормы заключения договора купли-продажи продукции в интернет-магазине. Перечень условий публичной оферты зависит от типа магазина и вида продукции. Но в любом документе должны быть:
- определения сторон (продавца, покупателя);
- описания продукции, услуг (можно общими словами, сославшись на каталог магазина);
- условия заказа: цена и количество, условия обмена и возврата, доставка;
- контактные данные для рассмотрения жалоб, обращений и для досудебного решения споров;
- контактные данные продавца.
Публичную оферту можно подготовить, руководствуясь типовым вариантом.
Шаг шестой: составление политики конфиденциальности
Это документ, описывающий порядок обработки ПнД после того, как клиент согласился с условиями пользовательского соглашения и публичной оферты. Положения политики конфиденциальности:
- список данных, которые собирает и обрабатывает сайт (включая IP и cookie);
- цель сбора ПнД;
- условия защиты персональных данных (в том числе условия, когда сайт имеет право передать их третьим лицам);
- права пользователя на редактирование ПнД;
- право продавца на изменение политики (он может делать это без уведомления пользователя).
Законодательство не утвердило единую форму политики конфиденциальности. Но предусмотрен перечень данных, которые нужно прописать обязательно:
- Цель и основание сбора ПнД.
- Наименование ИП (ООО), адрес и контакты.
- Информация о том, кто обрабатывает ПнД.
- Список ПнД и источников их получения.
- Сроки обработки и хранения.
- Условия соблюдения прав субъектов ПнД согласно закону №152-ФЗ.
- Если данные передаются за пределы РФ — нужно указать, какие именно и на каком основании.
Есть удобный конструктор для формирования документа. Форма написания политики конфиденциальности свободная. Главное — соблюсти все условия и дать пользователям понятные разъяснения. Готовый документ нужно разместить на сайте и обеспечить к нему свободный доступ. Как это сделать:
- Опубликовать политику на отдельной странице, разместить ссылку на нее в меню и футере сайта.
- Обязательно дать ссылку на Политику в любой форме, которую предлагается заполнять пользователю. Ссылку нужно расположить рядом с флажком «Даю согласие на обработку персональных данных» (или любым подобным).
Шаг седьмой: правильное оформление информации о товарах и услугах
В законе «О защите прав потребителей» перечислены обязательные пункты, которые должна содержать карточка товара:
- потребительские свойства продукта (состав, инструкция по применению, возможные последствия);
- полные данные производителя (название, адрес, контактные данные для связи);
- контактные данные продавца (адрес, e-mail, телефонные номер);
- информация о состоянии продукта (новый, после ремонта, б\у и т.п.);
- цена, условия оплаты и доставки;
- срок эксплуатации или годности;
- условия гарантийного обслуживания.
Товарные карточки нужно сопроводить уникальным контентом (описанием, фотографиями или видеообзором). Запрещено копировать чужие фото аналогичного товара (кроме случаев, когда сам производитель создает такой контент и разрешает свободное использование).
Резюмируем
Чтобы не попасть на штрафы на самом старте работы интернет-магазина:
- Зарегистрируйте ИП или ООО.
- Подключите онлайн-кассу.
- Обеспечьте условия для хранения персональных данных и сообщите об этом в Роскомнадзор.
- Оформите пользовательское соглашение.
- Составьте текст публичной оферты.
- Оформите политику конфиденциальности и дайте ссылку на нее в формах оформления заказа, подписки, обратной связи.
- Укажите в каждой карточке товара обязательную информацию.
Сделайте это, и вы защитите бизнес от многотысячных штрафов!
Добавить комментарий
Вы должны зайти как в для комментирования записи