Как зарегистрировать интернет-магазин и не попасть на штрафы

Как зарегистрировать интернет-магазин и не попасть на штрафы

Поделиться

В рунете около 300 тысяч интернет-магазинов. Ежегодно их количество растет. Онлайн-продажи — первый бизнес многих владельцев сайтов. Они могут вести его, не задумываясь о правовых аспектах. Отсюда проверки, штрафы и даже уголовные дела. Чтобы избежать этого, нужно учесть требования законодательства. Рассказываем о семи шагах, которые должен сделать предприниматель на старте работы онлайн-магазина.

Шаг первый: регистрация бизнеса

Интернет-магазин должен быть легальным. И онлайн-мегамаркет с тысячами товаров, и магазинчик в Инстаграме — любой бизнес нужно регистрировать. Выявить скрытый источник получения дохода просто: с помощью контрольной закупки. Сотрудники ФНС делают это так:

  • Оформляют покупку и ждут электронный чек на e-mail.
  • Если пришел чек с реквизитами компании — все в порядке. Заказ отменяют или оформляют возврат.
  • Если чек не пришел — отслеживают продавца и организуют налоговую проверку. Когда удается доказать, что незаконная выручка превысила 1,5 млн рублей, на нелегального бизнесмена открывают уголовное дело.

Вывод: сначала регистрация, а после — открытие магазина. Разберемся, какая организационная форма лучше.

  1. ИП рекомендуется для старта нового бизнеса. Регистрация бизнеса простая. Нет необходимости вести бухгалтерский учет, налогообложение проще, не нужно арендовать офис. Есть возможность оценить перспективы бизнеса, а если что-то пошло не так, относительно легко закрыть дело.
  2. ООО подходит для запуска большого интернет-магазина с одним или несколькими учредителями. Форма регистрации позволяет привлекать инвесторов, продавать компанию или приостанавливать деятельность.

Плюсы и минусы разных форм регистрации — в этой таблице:

Форма регистрации

ИП

ООО

Преимущества

Простая регистрация

Учредитель не несет ответственность собственным имуществом

 

Бухгалтерский учет не обязателен

Можно привлекать инвестиционный капитал

 

Право на свободное распоряжение прибылью

Можно приостановить деятельность и не платить налоги (если нет имущества и наемных работников)

 

ФНС проверяет редко

Доступна продажа бизнеса, передача своей доли

 

Можно выбирать патентное налогообложение

 
 

Можно работать из дома

 
 

Простая ликвидация

 

Недостатки

Не допускается разделение собственности

Сложная регистрация

 

ИП несет ответственность собственными средствами и имуществом

Обязательный налоговый и бухгалтерский учет

 

Запрещено привлекать инвесторов

Есть ограничения на право пользования прибылью

 

Приостановив деятельность, ИП все равно обязан платить в Пенсионный фонд

Регулярные проверки, высокая ответственность по административному кодексу РФ

  

Сложная и длительная ликвидация

Шаг второй: установка онлайн-кассы

Это обязательное требование для законной работы магазина. Онлайн-касса — устройство или программа, которая отправляет данные о каждой продаже в ФНС. Владелец интернет-магазина может выбрать подходящий вариант:

  1. Стационарная физическая касса: если у магазина есть точка выдачи и условия для самовывоза покупок.
  2. Переносная физическая касса — если есть собственные курьеры и хочется дать клиентам возможность платить по факту получения товара.
  3. Облачная касса. Подходит для обслуживания заказов с оплатой через сайт.

Шаг третий: организация работы с личными данными

Федеральный закон №152 определяет обязанности операторов персональных данных (ПнД):

  • получать и работать только с нужной информацией;
  • обрабатывать ПнД, получив согласие пользователя;
  • дать доступ к Политике конфиденциальности;
  • по запросу владельца давать доступ к его ПнД;
  • редактировать или удалять ПнД по требованию владельца;
  • организовать хранение с защитой от копирования и неправомерного доступа;
  • хранить данные на серверах, расположенных в РФ.

Персональные данные — любая информация, по которой можно определить клиента магазина. В законе нет полного списка данных, которые можно отнести к персональным. В Роскомнадзоре считают, что это:

  • ФИО;
  • данные паспорта;
  • полная дата рождения;
  • место рождения, проживания;
  • e-mail;
  • телефонный номер;
  • семейное и социальное положение;
  • информация об образовании, профессии;
  • данные о доходах.

Согласно закону, к операторам ПнД причисляют все сайты, на которых есть:

  • личный кабинет пользователя;
  • форма регистрации, подписки, запроса на обратную связь;
  • анкета;
  • кнопка обратного звонка;
  • реализованная схема сбора ПнД (например, форма заказа товара).

Чтобы организовать работу с личными данными, владелец магазина должен оформить три документа:

  1. Соглашение пользователя.
  2. Публичную оферту на онлайн продажу товаров.
  3. Политику конфиденциальности.

Перед началом сбора персональных данных владелец интернет-магазина должен уведомить об этом Роскомнадзор, письменно или онлайн. В тексте уведомления нужно указать:

  • полное наименование и адрес юридического лица или ИП;
  • цель обработки ПнД;
  • категории ПнД;
  • категории субъектов, данные которых планируется собирать;
  • правовое основание для сбора;
  • список действий с ПнД;
  • перечень мер для защиты данных;
  • контакты лиц, ответственных за работу с ПнД;
  • дату начала обработки (можно указать дату регистрации бизнеса);
  • условия прекращения обработки ПнД.

Есть простой шаблон уведомления в Роскомнадзор с рекомендациями по заполнению.

Шаг четвертый: оформление пользовательского соглашения

По сути, это договор присоединения. Покупатель должен принять его полностью без поправок. Документ считается подписанным, когда покупатель оформил заказ и согласился с условиями магазина.

В соглашении прописаны: общие условия взаимодействия, ответственность продавца, принципы защиты авторских прав, правила уведомления пользователей с помощью рассылок, порядок решения споров. Для составления можно взять типовой договор и отредактировать по индивидуальным условиям.

Шаг пятый: составление публичной оферты

Это документ, в котором обозначены нормы заключения договора купли-продажи продукции в интернет-магазине. Перечень условий публичной оферты зависит от типа магазина и вида продукции. Но в любом документе должны быть:

  • определения сторон (продавца, покупателя);
  • описания продукции, услуг (можно общими словами, сославшись на каталог магазина);
  • условия заказа: цена и количество, условия обмена и возврата, доставка;
  • контактные данные для рассмотрения жалоб, обращений и для досудебного решения споров;
  • контактные данные продавца.

Публичную оферту можно подготовить, руководствуясь типовым вариантом.

Шаг шестой: составление политики конфиденциальности

Это документ, описывающий порядок обработки ПнД после того, как клиент согласился с условиями пользовательского соглашения и публичной оферты. Положения политики конфиденциальности:

  • список данных, которые собирает и обрабатывает сайт (включая IP и cookie);
  • цель сбора ПнД;
  • условия защиты персональных данных (в том числе условия, когда сайт имеет право передать их третьим лицам);
  • права пользователя на редактирование ПнД;
  • право продавца на изменение политики (он может делать это без уведомления пользователя).

Законодательство не утвердило единую форму политики конфиденциальности. Но предусмотрен перечень данных, которые нужно прописать обязательно:

  1. Цель и основание сбора ПнД.
  2. Наименование ИП (ООО), адрес и контакты.
  3. Информация о том, кто обрабатывает ПнД.
  4. Список ПнД и источников их получения.
  5. Сроки обработки и хранения.
  6. Условия соблюдения прав субъектов ПнД согласно закону №152-ФЗ.
  7. Если данные передаются за пределы РФ — нужно указать, какие именно и на каком основании.

Есть удобный конструктор для формирования документа. Форма написания политики конфиденциальности свободная. Главное — соблюсти все условия и дать пользователям понятные разъяснения. Готовый документ нужно разместить на сайте и обеспечить к нему свободный доступ. Как это сделать:

  • Опубликовать политику на отдельной странице, разместить ссылку на нее в меню и футере сайта.
  • Обязательно дать ссылку на Политику в любой форме, которую предлагается заполнять пользователю. Ссылку нужно расположить рядом с флажком «Даю согласие на обработку персональных данных» (или любым подобным).

Шаг седьмой: правильное оформление информации о товарах и услугах

В законе «О защите прав потребителей» перечислены обязательные пункты, которые должна содержать карточка товара:

  • потребительские свойства продукта (состав, инструкция по применению, возможные последствия);
  • полные данные производителя (название, адрес, контактные данные для связи);
  • контактные данные продавца (адрес, e-mail, телефонные номер);
  • информация о состоянии продукта (новый, после ремонта, б\у и т.п.);
  • цена, условия оплаты и доставки;
  • срок эксплуатации или годности;
  • условия гарантийного обслуживания.

Товарные карточки нужно сопроводить уникальным контентом (описанием, фотографиями или видеообзором). Запрещено копировать чужие фото аналогичного товара (кроме случаев, когда сам производитель создает такой контент и разрешает свободное использование).

Резюмируем

Чтобы не попасть на штрафы на самом старте работы интернет-магазина:

  1. Зарегистрируйте ИП или ООО.
  2. Подключите онлайн-кассу.
  3. Обеспечьте условия для хранения персональных данных и сообщите об этом в Роскомнадзор.
  4. Оформите пользовательское соглашение.
  5. Составьте текст публичной оферты.
  6. Оформите политику конфиденциальности и дайте ссылку на нее в формах оформления заказа, подписки, обратной связи.
  7. Укажите в каждой карточке товара обязательную информацию.

Сделайте это, и вы защитите бизнес от многотысячных штрафов!

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи