Дизайн-мышление

Дизайн-мышление: что это такое, как и зачем его применять

Поделиться

Термином «дизайн-мышление» (от англ. design-thinking) обозначают не просто тип мышления, но и методологию решения задач в самых разных областях: образовании, бизнесе, а также повседневной жизни. Эта практика отличается тем, что основывается не на аналитическом, а на творческом подходе к решению проблем. Метод дизайнерского мышления может применяться для разработки любых систем: от построения стратегии продвижения до создания модели клиентского сервиса.

Что такое дизайн-мышление

Слово «дизайн» в этом термине используется в значении: проектирование, конструирование, создание чего-то нового. Данный метод используется в разработке ориентированных на пользователя продуктов и подразумевает нестандартное решение проблем.

Процесс дизайн-мышления основан на нескольких принципах:

  • умении поставить себя на место пользователя, понять, какие чувства и эмоции он испытывает – все инновации в конечном итоге должны быть ориентированы на людей;
  • способности охватывать проблемы как в целом, так и во всех деталях;
  • готовности к экспериментам, пробам и ошибкам – не стоит бояться выходить за границы собственных знаний и способностей.

При создании удобных и полезных для пользователя продуктов и сервисов, необходимо вникнуть в потребности тех, для кого они будут предназначены. Такой подход позволяет глубоко погрузиться в клиентский опыт, задать верные вопросы и помогает креативно, неочевидным способом решить возникающие в работе проблемы.

Методология хорошо зарекомендовала себя при создании цифровых продуктов. Дизайн-мышление часто используется в UX/UI-дизайне и разработке при создании структуры и интерфейсов веб-сайтов и различных приложений.

Применение дизайн-мышления в бизнесе помогает увеличивать число лояльных клиентов, так как потребители получают продукт, максимально учитывающий их интересы. Данный подход также развивает креативное мышление в командах.

Кроме того, дизайн-мышление помогает ускорить выход новых продуктов на рынок и способствует снижению трат, поскольку этот метод предполагает проведение исследований и экспериментов, благодаря которым создаются удачные и жизнеспособные решения.

Этапы дизайн-мышления

В дизайн-мышлении выделяют следующие этапы:

Этапы дизайн-мышления

Разберем этапы на примере создания сайта или приложения. 

Этап 1. Эмпатия

На этом этапе вам необходимо погрузиться в проблемы пользователей, исследовать их опыт, понять истинные переживания и мотивацию, определить их запросы, взглянуть на продукт их глазами. Основной задачей является сбор достаточного количества данных, чтобы вы могли «почувствовать себя в чужой шкуре», это поможет понять проблемы потребителя. Чтобы выполнить детальное исследование, команде стоит провести глубинные интервью, понаблюдать за поведением пользователя и его привычками. Также следует заняться сбором информации в различных открытых источниках: соцсетях, средствах массовой информации, статистических отчетах.

Этап 2. Фокусировка

Задачей этого этапа является обработка и анализ всей полученной информации, ее систематизация и выделение главной проблемы клиента. Ваша цель – сформулировать конкретный вопрос, который станет ключевым для дальнейшей работы. Для обозначения важных наблюдений и их визуального оформления удобно использовать стикеры или карточки.

Этап 3. Генерация идей

На этой стадии нужно постараться найти как можно больше различных решений для одного вопроса. Здесь допускаются любые инсайты и самые неожиданные ответы. Активная групповая работа команды разнопрофильных специалистов, собравшихся вместе, напоминает мозговой штурм. На этом этапе не стоит критиковать предложения и отбрасывать идеи. После того как будет сгенерировано максимум разнообразных идей, переходите к следующему этапу, чтобы заняться отбором наиболее жизнеспособных из них.

Этап 4. Выбор идеи

Теперь из всех собранных идей вам следует выбрать одну идею продукта, лучше всего удовлетворяющую потребность потенциального пользователя, и полностью сконцентрироваться на ней. Команда может проголосовать за одно единственное решение или объединить несколько идей в одну.

Этап 5. Прототипирование

Когда решение принято, из подручных материалов и при помощи несложных инструментов нужно создать несколько прототипов сайта или приложения, чтобы проверить, сработают ли ваши идеи на практике, и глубже понять, как можно решить поставленную задачу наиболее эффективным образом. Не тратьте на изготовление прототипов много времени и средств, чтобы вам не жалко было отбросить идею, если она окажется нерабочей.

Этап 6. Тестирование

Если прототип работает, следующий шаг – получение обратной связи от потенциального клиента. Отдайте прототип пользователю и проследите за тем, каким образом он взаимодействует с продуктом. Тут важно фиксировать комментарии: что потребитель считает удобным, а что ему не нравится и по какой причине. Изучив отзывы клиентов, вы сможете доработать свой продукт по результатам этих откликов.

Заключение

Методику дизайн-мышления, идея которой принадлежит американскому экономисту, политологу и психологу Герберту Саймону, можно использовать практически повсеместно. Она эффективна при разработке продуктов, отлично подходит для активизации работы команды и развития креативного мышления. Использование дизайн-мышления позволяет решать сложные или нестандартные задачи, помогает бороться со страхом неудач, способствует развитию предприимчивости.

Многие известные компании успешно создают продукты и услуги, ориентированные на человека, применяя дизайн-мышление. К этому методу прибегал сервис для поиска недвижимости ЦИАН. Компания провела серию глубинных интервью, чтобы определить, что же нужно пользователям. Банк ВТБ при помощи дизайн-мышления построил карту путешествия потребителя, где детально прописан типичный день клиента и видны его потребности. Также можно привести в пример компанию X5 Retail Group, которая, используя методику дизайн-мышления, проектирует новые магазины «Пятерочка» и «Перекресток» и переоборудует имеющиеся для удобства людей с ограниченным возможностями.

Дизайн-мышление используют и многие иностранные бренды: Netflix, General Electric, Philips Lighting, IBM, Samsung и др.

Кроме того, этот метод может быть полезен не только в бизнесе, но и в решении личных задач, например, в организации пространства в квартире или в планировании отпуска.

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи