Что такое публичная оферта и как ее правильно оформить на сайте

Что такое публичная оферта и как ее правильно оформить на сайте

Поделиться

Если у вас имеется сайт, с помощью которого вы продаете какие-либо товары либо дистанционно оказываете определенные услуги, без размещения публичной оферты вам не обойтись.

В этом материале поговорим, что такое оферта и какую информацию она должна включать.

Основные понятия

Термин «оферта» происходит от латинского слова «offero», что означает «предлагаю». Иногда можно встретить формулировку «договор оферты», но на самом деле оферта не является договором, это только приглашение его заключить на указанных в оферте условиях.

Оферта может быть непубличной – это предложение, сделанное конкретному лицу. Однако на сайтах размещают именно публичную оферту, то есть предложение заключить договор с любым, кто на него отзовется. Например, описание услуг на сайте – это публичная оферта, если оно содержит условия, перечисленные в статье 435 Гражданского кодекса РФ. Мы поговорим о содержании оферты ниже.

Если компания размещает на сайте текст публичной оферты, она не имеет права оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора (кроме случаев, предусмотренных законом). Продавец обязан заключить соглашение с любым клиентом, который пожелал приобрести имеющийся в наличии товар.

Чтобы оферта официально считалась принятой и договор был заключен, согласно статье 432 ГК РФ, клиент должен, выражаясь юридическим языком, акцептовать оферту, иначе говоря, совершить действия, предусмотренные этой офертой, которые являются ее акцептом, т.е. принять ее условия.

Физические лица, индивидуальные предприниматели или компании, разместившие публичную оферту в электронной форме на сайте и предлагающие совершить покупку или заказать услуги, являются оферентами, а другая сторона, то есть покупатели, заказчики – акцептантами.

Клиент может выразить согласие с условиями оферты, заполнив определенную форму на сайте или поставив флажок рядом с пунктом «с условиями договора ознакомился и согласен». Акцептом может являться:

  • добавление товара в корзину;
  • написание клиентом сообщения о готовности приобрети товары;
  • оформление заказа, которым покупатель подтверждает факт своего согласия с предложенными условиями публичной оферты;
  • оплата за покупку, после которой клиенту направляется чек, являющийся подтверждение заключения сторонами договора.

Каким сайтам нужна публичная оферта

На каких сайтах размещать публичные оферты необходимо?

  • Во-первых, это сайты интернет-магазинов. Также без публичной оферты не могут обойтись сайты инфобизнеса, предлагающие приобрести какие-либо информационные продукты.
  • Она нужна различным онлайн-сервисам, если на них пользователям предоставляются специальные возможности, определенное приложение либо какие-то опции в закрытом разделе веб-ресурса.
  • Публичная оферта должна быть размещена и на сайтах-посредниках, непосредственно предоставляющих посреднические услуги другим интернет-площадкам или конкретным лицам. К таким сайтам можно отнести сервисы почтовых рассылок, а также сервисы приема платежей или сервисы, которые гарантируют безопасность сделок, проводящихся в интернете.

Специальных правил, где необходимо размещать оферту на сайте, не существует, однако она должна быть расположена так, чтобы клиент легко мог ознакомиться с ней до того, как завершит оформление заказа. Как правило, публичную оферту размещают в футере (нижней части сайта) либо дают ссылку на нее в форме оформления заказа.

Что должно быть в тексте публичной оферты

Поскольку оферта – это предложение заключить договор, в ней нужно прописать все условия этого договора. Эти условия, которые юристы называют существенными, могут отличаться в зависимости от вида договора, специфики интернет-площадки, а также особенностей деятельности сайта.

Перечислим основные положения:

  • Публичная оферта должна содержать информацию о предмете договора.
  • В оферте обязательно должно содержаться описание компании: официальное название, реквизиты, контакты.
  • Необходимо указать, кому адресована оферта (физлицам или юрлицам).
  • Должно быть описание товаров или услуг, их стоимость. Если какой-то информации слишком много или она часто меняется, создайте на сайте специальный раздел, а в тексте оферты дайте ссылку на него. Например, можно написать, что полный ассортимент товаров доступен в разделе «Каталог».
  • Необходимо также указать условия покупки: способы оформления заказа на сайте и его отмены, способы оплаты покупки, условия возврата или замены товара, порядок доставки. Для публичной оферты возмездного оказания услуг нужно изложить условия их оказания.
  • Добавьте информацию о гарантийном сроке и гарантийных обязательствах.
  • В тексте оферты необходимо упомянуть, какое конкретное действие покупателя будет считаться акцептом, то есть согласием купить товар.

Кроме того, в тексте публичной оферты должны содержаться пункты о тех понятиях, которые используются в данном документе, правах и обязанностях сторон, о конфиденциальности персональных данных покупателя (с указанием, какие именно данные обрабатываются) и порядке рассмотрения претензий покупателей, а также разрешения споров в судебном порядке.

Текст публичной оферты можно подготовить самостоятельно. На просторах интернета не составит труда найти образец оферты и переделать его под себя. Однако, чтобы не допустить двусмысленности формулировок и тем самым избежать разногласий с клиентами, в некоторых случаях стоит проконсультироваться с опытным юристом.

Еще несколько важных моментов

При составлении публичной оферты следует писать кратко и доступным для понимания клиента языком. Не стоит превращать оферту в многостраничный договор с десятками пунктов и подпунктов. Идеально, если объем текста не будет превышать лист формата А4. По возможности избегайте непонятных многим пользователям юридических терминов, описывайте условия максимально просто.

Публичная оферта всегда содержит информацию, достаточную для заключения договора – конкретные сведения о товарах, услугах и условиях их приобретения. Коммерческое обращение, рекламный лозунг без указания конкретной информации, а также обращение к какому-то определенному лицу не является публичной офертой.

Если ваш сайт – это информационный портал, и вы ничего на нем не продаете, в размещении публичной оферты необходимости нет, можно обойтись пользовательским соглашением.

Источник

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи