Что такое комплаенс и зачем он нужен

Что такое комплаенс и зачем он нужен

Поделиться

Сегодня поговорим об относительно недавно пришедшем с запада в российскую деловую среду бизнес-термине «комплаенс». Это слово происходит от английского глагола to comply, который переводится как «соответствовать». Понятие «комплаенс» (compliance) означает «согласие», «соответствие».

Давайте разберемся, о каком соответствии идет речь.

Что такое комплаенс?

Государство постоянно усиливает контроль за коммерческими предприятиями. За несоблюдение законодательства и различные нарушения надзорные органы взыскивают крупные штрафы.

Владельцам компаний необходимо следить за соблюдением норм множества законов, в противном случае бизнес может понести значительный урон вплоть до банкротства. Сотрудникам, занимающим высокие должности в компании или на госслужбе, также приходится соблюдать все требования, чтобы не быть оштрафованными или не лишиться работы.

Для обеспечения соблюдения законодательства, предписаний контролирующих органов, правил различных форм объединения предприятий и условий, прописанных во внутренних документах, в организациях внедряется система контроля и управления рисками — комплаенс.

Главная цель такого внутреннего контроля за соответствием деятельности компании законодательству — это исключение рисков потери прибыли. К ним можно отнести штрафы, выплаты ущерба либо невыполнение контрактов. Кроме того, комплаенс-риски способны ухудшить репутацию компании, ограничить возможности ведения бизнеса, а также повлиять на сокращение клиентской базы.

Комплаенс направлен не только на предотвращение и обнаружение нарушений законодательства в деятельности организации, но также помогает предотвратить и выявить случаи коррупции и хищения со стороны сотрудников компании. Таким образом, предприятие может избежать обвинений в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, также комплаенс помогает исключить слабые места в корпоративной модели бизнеса.

Грамотно выстроенная система комплаенса не позволяет сотрудникам присваивать доходы и активы компании, искажать финансовую отчетность, а также получать взятки от поставщиков и подрядчиков.

Основные политики комплаенса

В большинстве компаний, вне зависимости от их сферы деятельности, применяются следующие политики комплаенса:

  • Кодекс корпоративной этики, называемый также кодексом корпоративного поведения, представляет собой документ, затрагивающий все области деятельности компании. В нем описываются морально-этические принципы, принятые в данной организации стандарты поведения, приоритеты компании и обязанности работников.
  • Политика противодействия отмыванию доходов, которые были получены преступным путем, и политика противодействия финансированию терроризма используется для предотвращения поступления в легальный сектор экономики доходов от преступной деятельности. Такая политика комплаенса является обязательной для финансовых организаций, но используется и во многих других сферах.
  • Политика взаимодействия с регулирующими организациями затрагивает отношения компании с Центробанком, налоговой службой и другими контролирующими органами.
  • Политика конфиденциальности информации отвечает за неразглашение данных о клиентах и деталях проводимых с ними сделок и операций. Она включает в себя не только формирование общей культуры обращения с клиентскими данными, но и затрагивает вопросы организации хранения и соблюдения установленных стандартов при обработке персональных данных.
  • Политика для регулирования конфликтов интересов определяет этические стандарты поведения сотрудников компании при возникновении конфликта интересов. К подобным случаям относятся такие ситуации, когда интересы сотрудника противоречат интересам организации или интересы одного клиента противоречат интересам другого. Документ возлагает на работников обязанность выявлять и предупреждать случаи возникновения конфликта интересов, а также декларирует, что интересы предприятия необходимо ставить выше личных интересов любых ее сотрудников.
  • Политика сообщений о нарушениях стандартов исполнения обязанностей и поведения сотрудников регулирует порядок и способы оповещения (в том числе анонимного) о нарушениях, совершенных работниками предприятия. Эта политика также определяет порядок дальнейшего расследования и документирования выявленных нарушений. При качественной реализации данная политика комплаенса является весьма эффективным способом борьбы с внутренними недостатками на предприятиях.
  • Политика «Китайской стены», которую также называют политикой информационных барьеров, чаще всего применяется в организациях финансового сектора. Она необходима для разграничения информационного поля в деятельности компании, обычно для предотвращения конфликтов интересов и обеспечения условий для честной конкуренции. Данная политика комплаенса реализуется в инвестиционных организациях, так как обладание непубличной информацией о чьем-либо финансовом состоянии или инвестиционных планах может привести к ее использованию, к примеру, сотрудниками другого подразделения для извлечения дополнительной прибыли. Политика «Китайской стены» позволяет возвести информационный барьер и помогает не только предотвратить возникновение конфликта интересов, но также производить обслуживание всех клиентов без ограничения.
  • Политика контроля покупок ценных бумаг работниками предприятия устанавливает порядок контроля операций на рынке ценных бумаг, которые осуществляют сотрудники финансовых организаций. Например, в ней могут быть установлены ограничения на покупку ценных бумаг ряда предприятий (обычно тех, с которыми эта финансовая организация в текущий момент проводит сделки). Также данная политика комплаенса регламентирует особый порядок согласования операций работников компании на рынке ценных бумаг с должностными лицами предприятия. Это делается для того, чтобы избежать нецелевого использования рабочего времени и служебной информации для личного обогащения сотрудников.
  • Политика дарения подарков и приглашений на мероприятия предназначена для разграничения понятий «подарок» и «взятка»/«откат», то есть обозначает черту, при пересечении которой подарок становится подношением с целью получения возможности манипулирования должностным лицом в собственных интересах. Эта политика чаще всего не накладывает на дарение полный запрет, но ограничивает стоимость подарков и внедряет процедуры, позволяющие осуществлять такой контроль.

Существуют и другие политики комплаенса, например: политика должного изучения клиентов, контрагентов и поставщиков товаров/услуг, политика приема, обработки обращений и подготовки ответов на жалобы, политика обучения персонала и т.д.

Каждая компания, в зависимости от задач, установленных высшим руководством, акционерами и кредиторами, имеет возможность реализовывать необходимые дополнительные процессы в этой области, тем самым создавая свою уникальную структуру комплаенс-контроля, которая будет полностью отвечать интересам деятельности и безопасности предприятия.

Виды комплаенса

Видов комплаенса насчитывается более 140, к наиболее распространенным относятся:

  • Антикоррупционный комплаенс, который призван противодействовать коррупции.
  • Антифрод-комплаенс, представляющий собой комплекс мер, которые предназначены для оценки подозрительности финансовых операций с точки зрения мошенничества. Этот вид комплаенса необходим в банках, а также в других организациях, где товарообмен производится посредством онлайн-операций.
  • Антимонопольный комплаенс предназначен для контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в области деятельности субъектов естественных монополий.
  • Налоговый комплаенс представляет собой систему проверки бизнес-процессов в компании на соответствие налоговому законодательству.
  • Финансовый комплаенс обязательно используется в банковском бизнесе, поскольку эта сфера деятельности отличается жестким регулированием со стороны надзорных органов, довольно сложной связью собственников бизнеса и менеджеров, а также зависимостью банков от доверия вкладчиков.
  • Санкционный комплаенс нужен при ведении бизнеса в разных странах, когда одно из государств является субъектом санкционных правоотношений.

Заключение

Комплаенс необходим для безопасности бизнеса. Работа специалистов в области комплаенса заключается в том, чтобы помогать избежать обвинения в совершении экономических, налоговых и коррупционных преступлений, предотвращать корпоративное мошенничество и утечку денежных средств.

Особым образом выстроенная система управления/контроля в организации, разработка организационной структуры, подготовка определенной документации и внутренних правил обеспечивает соответствие деятельности компании международному, российскому и иностранному законодательству, отраслевым стандартам и требованиям надзорных органов.

Говоря простыми словами, комплаенс помогает предприятиям снизить риски обвинения в противозаконных махинациях, неподобающем отношении к сотрудникам, обмане клиентов и т.п. Поэтому организации либо сами разрабатывают процедуры, с помощью которых они будут выявлять подобные риски, ликвидировать их и контролировать в дальнейшем, либо приглашают специалистов со стороны для проведения соответствующего аудита и помощи в корректировке работы компании.

Источник

Добавить комментарий

Вы должны зайти как в для комментирования записи